Пьеса под названием "жизнь"
Людмила Письман, РООИ "Перспектива" — специально для проекта "Социальный навигатор" Участие в проекте развития лидерских качеств молодежи с инвалидностью "Театральная перспектива", проводимом региональной общественной организацией людей с инвалидностью "Перспектива" с 2012 года, — это не только шанс для подростка с инвалидностью вырваться из привычного круга "дом — школа" в другую реальность. Это также шанс ощутить себя главным героем собственной жизненной пьесы, стоящим на сцене лучшего московского театра в лучах софитов, и осознать, что заполнившие зал люди купили билет в кассе и пришли посмотреть именно на тебя. Действие первое. Рождение искусства Но к этому счастливому мгновению лежит долгий и нелегкий путь. Ведь сначала из отрывочных "а давайте…", ночных споров, робких набросков должна родиться пьеса. Прежде чем поставить спектакль, нужно написать эту пьесу, ведь у драматургии свои законы и секреты. Надо понять, что такое ремарка и реплика, диалог и конфликт, когда должен падать занавес и почему ружье, провисевшее все действие над кроватью главного персонажа, в последнем акте непременно должно выстрелить. Пьеса под названием "жизнь"Ежегодно подростки и ребята постарше с инвалидностью отправляются в театральные лагеря РООИ "Перспектива", чтобы научиться писать пьесы, а помогают им в этом профессиональные драматурги. Иногда они удивляются: какие только фантазии не бродят в головах у ребят, какие только задумки не ложатся на бумагу! От жутких историй о пиратах, бандитах, зомби, шпионах до тонких и лирических баллад о настоящей любви и верной дружбе… И место действия может иметь обширную географию — от неизведанной планеты или необитаемого острова до школьного двора. Одна из главных идей лагеря — работа в команде. Именно это помогает подросткам с инвалидностью не только раскрыть таланты, но и найти друзей. "Я подружилась с другими участниками лагеря, и в разговорах выяснилось, что мы все театралы, — говорит участница лагеря, студентка МГППУ Анастасия Селезнева, автор пьесы, по которой недавно был поставлен спектакль на сцене театра "Русская песня". — Мы обсуждали, какие театры любим, и пришла идея написать про театр и немного про нас. Мы внесли в новеллу частичку из нашего бытия, чтобы пьеса получилась настоящей и живой. Собирались в одном номере и писали по ночам, так увлекались, что спать ложились только с пением птиц. Творить легче в команде: когда вместе начинаем накидывать сюжет, выдавать идеи, в результате получается здорово. "Театральная перспектива" для меня — это всегда ожидание чуда: как режиссер поймет пьесу, как актеры сыграют…". Действие второе. Лекарство для души Получается, "Театральная перспектива" — это не только литературная обработка замысла и конечный результат, но и раскрытие творческого потенциала участников, воспитание в них лидерских качеств, умения работать в команде, слышать друг друга, принимать мнения товарищей. А иногда это и сложный духовный процесс, граничащий с психотерапией. Прикосновение к театру исцеляет душу и оказывается совсем не горьким, а освежающим и радостным лекарством. Режиссер Ольга Лысак, работающая в проекте с самого начала, вспоминает, что несколько лет назад в "Театральной перспективе" обозначился период "мрачных" пьес. Сплошь погони, стрельба, монстры, ужастики… Ребята высвобождали подсознание от накопившихся страхов, изживали их — ведь именно с этой целью в любом лагере по ночам дети сочиняют страшилки и играют в привидения, зато позднее с улыбкой вспоминают о своих детских ужасах. Разница лишь в том, что здесь сценаристы и режиссер старались вместе с ними превращать страшилки в юмор, забавный фарс с детективным или фантастическим сюжетом. И всегда в конце злые монстры побеждались силами добра — отважными супергероями. Дети на то и дети, они всегда искренне мечтают о мире, где царят свет, добро и справедливость, где идеалы и отношения честны, прозрачны и чисты, как стекло. "Процесс сочинения превращался в канал, где тревожные чувства сублимируются и озвучиваются, — вспоминает Ольга. — Ребенок или подросток видит, что все испытывают нечто подобное и ему незачем смущаться или что-то скрывать. Театр целебен в этом смысле, он дает терапевтический эффект, как групповая работа в психологии, мотивирует, собирает внутренние ресурсы человека — волю, концентрацию внимания. Их мамы признавались, что соревновательный дух работы в лагере и на репетициях подстегивал детей к действию, ведь дома им иногда трудно заставить себя даже гимнастику сделать". Действие третье. Содружество жанров "Важнее всего — это положительная динамика, которую дает работа в театре, — продолжает Ольга Лысак. — Ребята, которые обычно замыкаются в себе и говорят очень тихо, на репетициях раскрепощаются, обретают громкую, четкую и внятную речь. Мне интересно наблюдать за тем, как ребята во время спектакля раскрываются, словно бутоны, растворяются в волнах зрительской любви и тепла и в свою очередь согревают зал своей позитивной энергией". По мнению Ольги, театр — это территория, где каждый человек может себя проявить как личность. В первой новелле недавно поставленного ею спектакля "Отношения сквозь время" дети в лагере отдыха с воодушевлением читают стихи у костра. У каждого есть свое маленькое пространство для самовыражения, каждый выделен крупным планом. И даже если это всего минута, она очень много значит: нельзя быть хуже других, надо мобилизоваться и не уронить себя. Здесь никто не делает скидку на то, что кто-то боится или стесняется, никому не дают поблажек. Но никогда не слышно ни одной жалобы на то, что трудно, что не все получается. Пьеса под названием "жизнь"Идея инклюзивных спектаклей пришла не сразу. Сначала участники с инвалидностью только писали пьесы, а играли в них актеры московских театров. Потом 13 участников проекта "Театральная перспектива 18+" отправились в Англию учиться у специалистов одного из ведущих европейских инклюзивных театров Chickenshed. В первый же день поездки гости из России увидели спектакль Sharing Stages ("Разделяя сцену"), в котором вместе с профессиональными актерами, танцовщиками и певцами сыграли люди с инвалидностью. Спектакль произвел неизгладимое впечатление на них. "Это было невероятное, грандиозное шоу, — рассказал актер и режиссер, активный участник "Театральной перспективы" Александр Кузнецов. — На сцене находилось более 200 человек, с инвалидностью и без, самых разных возрастов, от 7 и до 70 лет, разной национальности, цвета кожи… В этот театр и в это шоу вложено колоссальное количество работы, внимания, любви, чтобы дать таким разным людям раскрыть свой творческий потенциал!". А Ольга Лысак заметила, что погружение человека с инвалидностью в процесс подготовки спектакля происходит мягко, незаметно, деликатно и очень творчески. Поездка в Англию стала источником уникального опыта и переломным моментом в истории проекта. Постепенно ребят стали вводить на небольшие роли. Так, вместе с актерами Артуром Смольяниновым, Александром Кузнецовым, Натальей Цыплаковой и другими вышли на сцену авторы пьесы "Неудачный развод" Сева Попов и Федор Лысиков. "За годы участия в проекте я понял, что не бывает никаких "ограниченных возможностей", — признается Артур Смольянинов. — Все барьеры находятся только у нас в голове. Пьесы, написанные ребятами, — масштабные, острые, глубокие, достойные того, чтобы их играли на большой сцене. А я еще и режиссировал одну из них, она для меня была как ребус, который очень интересно было разгадывать. Рад, что все это происходит в моем родном театре "Современник"…". Пьеса "Отношения сквозь время" команды авторов "Перспективы 18+", последняя из недавно написанных, стала показателем творческого роста всего проекта. Она оптимистичная и жизнеутверждающая, захватывает глобальный отрезок времени (прошлое, настоящее и будущее), затрагивает серьезные темы — не только взросление, но и социальное положение человека, и его психологическое состояние. В ней уместилось целое содружество жанров: юмор, ненавязчивые спецэффекты, блестящая пластика и хореография, лирическая музыка и стихи… "Я вижу, как растет качество драматургии того, что они пишут, — считает Анна Асташкина, актриса, режиссер, педагог и телеведущая. — Успех у публики, аплодисменты жизненно необходимы для ребят. Когда они приходят на репетиции, на сцену, то сначала не могут ни слова сказать, а потом с каждым шагом обретают уверенность. Профессиональные актеры четыре года учатся преодолевать страх сцены, а они этот длинный путь проходят за несколько недель! Отличие этих пьес от профессиональной драматургии в том, что их пишут дети, восторженные и наивные, и у них все четко расставлено по местам: вот зло, а вот добро, черное — белое, ничего серого, посередине, не бывает, и эта искренность подкупает!" А как воздействует "Театральная перспектива" на зрителей? Московская публика, пришедшая на премьеру "Отношений…", отмечала, что на сцене ребята с инвалидностью и актеры работают так, что разница между ними незаметна. Особенно в третьей новелле "Будущее", где 48 человек на сцене исполняют танец нанороботов. Механистические, резкие и в то же время грациозные движения, светящиеся костюмы и бешеный музыкальный ритм, переливы света — все это завораживает и захватывает дух. Кружась в этой невероятной карусели, все становятся единым организмом. Кому-то этот уникальный эпизод напомнил любимый фильм "Кин-дза-дза", кому-то — романы братьев Стругацких и Станислава Лема… Любопытно, что зрителям старшего поколения этот танец показался самым лучшим номером в спектакле. А вот молодые, напротив, восторгались романтическим и нежным парным танцем в новелле "Настоящее. Эгоизм". Но как бы ни разделились мнения публики по поводу отдельных сцен, никому не приходило в голову фиксировать внимание на особенностях. Это был просто хороший, заставляющий думать, гармоничный и современный спектакль. В финале во время премьеры в Санкт-Петербурге зрители даже встали, приветствуя всех, кто вышел на поклон. Действие четвертое. Путеводный маяк Театр не только благотворно действует на ребят, но и настраивает на поиск себя в творчестве и жизни. К примеру, Тане Чистяковой, сыгравшей главную героиню первой новеллы в "Отношениях сквозь время", "Театральная перспектива" помогла определиться с профессией: у нее созрело решение связать судьбу с инклюзивным театром. В прошлом году девушка попала в сложную ситуацию — она пережила серьезное ДТП и на несколько месяцев потеряла способность двигаться. Но вера в свои силы и поддержка всей труппы совершили чудо: Таня выстояла в борьбе с травмой и вернулась на сцену, сыграв мощно и вдохновенно. "Я играла маму Таниной героини, которую отторгает общество ровесников,- говорит актриса Мария Глазкова. — Девочка не сдается и преодолевает стену между собой и другими людьми своим невероятным светом души. Важно, что наше общество поворачивается лицом к детям с инвалидностью и готово слышать, чувствовать, принимать и понимать их. Меня поразила внутренняя свобода авторов этой пьесы, глубина и открытость, с которой они повествуют о своих болевых точках. Радостно, что благодаря им тема равенства звучит с театральных подмостков и увлекает все больше людей". Пьеса под названием "жизнь""Сегодня для людей с инвалидностью делается немало, однако они все еще остаются изолированными от общества, — говорит директор РООИ "Перспектива" Денис Роза. — Молодежь с инвалидностью чаще всего учится дистанционно, а это лишает ребят очень многих возможностей, которыми располагают их сверстники. Наш проект позволяет молодым людям раскрыть в себе новые способности, получить позитивные эмоции, найти друзей и не зависеть от поддержки родителей. Мы даем ребятам с инвалидностью уникальную возможность попробовать силы в разных видах творчества: драматургия, актерское мастерство, фотоискусство, перформанс и художественные инсталляции… Это не означает, что они обязательно станут драматургами или актерами, главное, они смогут поверить в себя, в свои силы и возможности, сумеют сыграть свою собственную роль в этой жизни немного лучше и увереннее". Рано или поздно спектакль закончится. Опустится занавес, погаснет свет, уйдет последний зритель… И участники "Театральной перспективы" начнут писать свою пьесу под названием "жизнь" — яркую и увлекательную, в которой будут новые озарения, испытания и победы. Как у всех. А театр всегда будет светить им путеводным маяком.