Байрон, Адан и Петипа. В Воронеже прошли премьерные показы балета «Корсар»
Десятки человек на сцене, двести костюмов, живой хор и сложнейшая уникальная партитура – Воронежский театра оперы и балета претворил в жизнь свою многолетнюю мечту и представил зрителю масштабный балет «Корсар». Этот легендарный классический балет есть в репертуаре ведущих театров мира, и поместить это название на воронежские афиши было давней идеей главного балетмейстера театра Александра Литягина. Чтобы осуществить эту амбициозную задумку, в Воронеж был приглашен балетмейстер-постановщик Юрий Бурлака. Именно он совсем недавно ставил «Корсар» с труппой Большого театра. Для Воронежа Юрий Петрович восстановил по записям хореографию великого танцовщика и балетмейстера Мариуса Петипа, который сам когда-то танцевал партию Конрада. История балета «Корсар» тянется еще с середины 19 века. Музыка была создана композитором Адольфом Аданом по мотивам поэмы Байрона. Адан постарался передать в своей музыке саму атмосферу байроновской лирики, описывающей романтичную и беспокойную жизнь корсаров. По сюжету Конрад влюбляется в прекрасную Медору – воспитанницу купца Ланкедема, – похищает ее и увозит в свой подземный грот. Ланкедем с помощью друга Конрада Бирбанто обманом забирает ее обратно и продает богатому паше Сеиду. Во дворце паши Медоре помогает подруга Гюльнара, которая рада выйти за богача, чтобы жить в роскоши. Конрад освобождает прекрасную пленницу и вместе с остальными корсарами уплывает на корабле. Но внезапный шторм топит их корабль, спасаются только Медора и Конрад. Обилие героев и мест действия делает балет невероятно красочным и насыщенным. Художник Валерий Кочиашвили создал воздушные декорации, переносящие зрителя то на рыночную площадь, то в темный грот, то в богатый дворец. Костюмерам пришлось создать две участников действа сотни костюмов. Постановка потребовала столько артистов, что задействовали даже работников театра, далеких от творческого цеха. Так, администраторы, реквизиторы и работники мебельного цеха примерили на себя роли жителей средиземного городка. Постараться пришлось и оркестру. В сложнейшей музыкальной партитуре использована музыка сразу нескольких композиторов: француза Лео Делиба, итальянца Цезаря Пуни, внука Павла I Петра Ольденбургского, русского итальянца Рикардо Дриго, русского немца Альбурта Цабеля и великого скрипача Юлия Гербера. Уникальным балет делает тот факт, что Юрий Бурлака сумел найти и органично вплести в партитуру фрагменты из балета Адана «Гентская красавица», который считался утерянным. «Вставлять номера из других балетов и других композиторов в постановку – это такая балетная традиция. Как правило, это органично вплетается в общую канву, - рассказал худрук Воронежского театра оперы и балета и дирижер-постановщик Андрей Огиевский. - Это новый уровень для Воронежа в плане масштаба и эксклюзивного музыкального материала, который очень сложен технически. Нам пришлось потратить немало времени, чтобы все это разучить. Это действительно масштабная и монументальная постановка, она потребовала немало работы от всех цехов. Все работали на полную катушку.».