Сериал XIX века. Как в Воронеже воссоздали большой балет Адана «Корсар»
Такой масштабной постановки в Воронежском театре оперы и балета не было давно.Театр оперы и балета оккупировали пираты. В Воронеже прошла премьера – большой балет Адана в постановке Мариуса Петипа «Корсар». Столичный балетмейстер-реставратор воссоздал в постановке хореографию 1899 и подготовил для Воронежа новую версию этого сложного произведения.Такой масштабной постановки в театре не было давно. Над «Корсаром» начали работать с мая. Параллельно шла работа во вспомогательных цехах – шились костюмы, число которых перевалило за 400. Чьих только нарядов здесь не увидишь – пиратов, невольников, красавиц из гарема, балетные пачки разных фасонов и расцветок.– Интересно, хотя бы потому, что костюмы разные. Мы принимаем участие, разрабатываем. Художник советуется, как лучше сделать. Нарисовать-то одно, а ещё надо исполнить, – пояснила заведующая пошивочным цехом Наталья Гребенешникова. Спектакль стал сложным и для декораторов. Для каждого из трёх действий понадобилось индивидуальное оформление.– Сложно, потому что каждая картина имеет своё оформление. У каждого своя кулиса, своя падуга. Своя одежда сцены. Получается тройной спектакль, – отметил главный художник Воронежского театра оперы и балета Валерий Кочиашвили. Балет на воронежской сцене поставил известный московский хореограф Юрий Бурлака. 10 лет назад он уже осуществил памятную постановку «Корсара» в Большом театре. Для Воронежа балетмейстер подготовил новую версию сложного произведения. Некоторые сцены были восстановлены по архивным материалам Национальной библиотеки Франции. Несмотря на то, что впервые «Корсара» поставили полтора века назад, постановщик считает его вполне современным.– Сам по себе балет очень динамичный. Это, как бы такой сериал, но века 19. Он очень насыщенный эмоционально, много действия, экшена, много картин, много разных характеров. Такой вот классический сериал, – признался балетмейстер-реставратор Юрий Бурлака.По словам главного балетмейстера театра Александра Литягина, артисты часами не выходили из репетиционного зала, просматривали видео с исполнением великих мастеров, чтобы отшлифовать свой танец и довести его до совершенства. Балет, поставленный когда-то Мариусом Петипа, необыкновенно сложен – сложен сюжет, партии.– Были такие моменты, проскальзывали, что из последних сил просто танцевала. Ну, сейчас есть силы. Много сил и эмоций, готова ко всему, – поделилась впечатлениями солистка Воронежского театра оперы и балета Марта Луцко.В спектакле занята большая группа артистов: хор, оркестр и вся балетная труппа, включая учащихся хореографического училища. Музыка сложна технически. Пришлось потратить много сил и оркестру, чтобы освоить произведение. Действительно масштабная, монументальная постановка.– Спектакль непростой – в сохранении традиций, в организации наших артистов балета, которым от 10 лет – учащиеся хореографического училища, до самых наших зрелых, возрастных мастеров, которые выходят в игровых партиях, – рассказал главный балетмейстер Воронежского театра оперы и балета, заслуженный артист Воронежской области Александр Литягин.Хореография Мариуса Петипа, «закрученный» сюжет позволили балету прожить долгую жизнь в веке 19 и 20. Воронежская труппа, восстановившая спектакль, постаралась вдохнуть в него современный настрой.Ольга Зубкова, Андрей Солодов