Наводнение в Париже: на что посягнула стихия
250 тысяч музейных экспонатов уже лишились своих «насиженных» мест. Они были сняты, вытащены, извлечены и изъяты с привычных им подставок и «подвесок» ради одного – спасения их жизней. Стихия по имени наводнение внесла свою лепту в размеренную жизнь парижских музеев, в том числе и третьего в мире по величине, но первого по посещаемости музея – Лувра. Два года назад, в 2016 году, Сена уже потрепала нервы музейщикам: собрания в зданиях, расположенных критично близко к реке, эвакуировали, когда вода поднялась до отметки 6,07 метра. В этом году нервы у всех сдали на 5 метрах с небольшим – слишком велик был страх потерять шедевры по вине обезумевшей воды. Стоит напомнить, что во время прошлого наводнения некоторые произведения живописи, несмотря на предпринятые меры, все же пострадали. Среди них, в том числе, были картины Никола Пуссена. Звучит как печальный каламбур, но изумительный живописец Пуссен – автор в том числе и небольшого по размеру шедевра «Времена года: Зима. Потоп». Но на что же покусилась стихия на этот раз? В подземной части Лувра – совершенно уникальной, скрывающей остатки древних стен – на так называемом цокольном этаже собраны весьма значимые произведения искусства. Под угрозой стихии оказались в том числе и те экспонаты, которые обычно рекомендуют посетителям этого этажа как обязательные. Это, в частности: * Часть бесценной исламской коллекции * Статуи славы и Меркурия, выполненные по заказу Людовика XIV * Портрет женщины, известной как «L’Européenne» * Шлем Карла VI и части его короны * Баптистерий Сент-Луиса А главное, конечно, именно на цокольном этаже под угрозой стихии оказалась и уникальная статуя Святой Марии Магдалины. Это шедевр начала XVI века. Статуя, вырезанная из липы и расписанная, была приобретена Лувром в 1902 году. Скульптура уникальна, от нее невозможно отвести взгляд. В мире она известна также под именем Прекрасной Аллеманды и представляет собой нагую Магдалину, укрытую лишь длинными роскошными волосами. КСТАТИ 16 лет назад в Париже был принят так называемый план защиты от наводнений «PPCI». Согласно этому плану, «если что-то пойдет не так», то по специальному протоколу в музеях снижается электрическое напряжение в сети, перекрывается большая часть люков вентиляции, а музейные коллекции цокольных этажей перемещаются на этажи верхние. В 2017 году был рассмотрен также вопрос о строительстве во Франции специального центра сохранения произведений искусства. Так называемая коммуна Левьен неподалеку от города Лилль будет готова принять более 150 тысяч самых уязвимых шедевров на хранение, обеспечив их всеми необходимыми условиями – особой температурой и влажностью, но окончания строительства природа ждать не стала. В ТЕМУ Музей Бранли полагает, что опасности для его коллекции нет – от Сены здание, сооруженное всего 12 лет назад, защищено бетонной стеной-перегородкой, заглубленной в землю на 30 метров.