Красная дача, Зеленая дача, голицынское барокко: главные здания Перова и Новогиреева

Mos.ru продолжает серию материалов по мотивам проекта «Уличный лекторий. Местная история» Музея Москвы. Все лето 2017 года москвоведы и историки архитектуры собирали слушателей во дворах в разных частях города и рассказывали о тайнах и загадках столичных районов. «Уличный лекторий» возобновится этим летом, а пока лекции о Хамовниках, Шаболовке, Раменках, Марьиной Роще доступны в виде конспектов. — Архитектурных памятников в Перове и Новогирееве не так много — это очень молодые районы. До 1962 года здесь располагался один из городов-спутников Москвы. Их идея родилась в 1920-е, промышленные поселения превращались в рабочие поселки, а потом — в города. Исторической застройки здесь сохранилось крайне мало, однако можно выделить две церкви — Знаменскую в Перове и церковь Спаса Нерукотворного Образа в Новогирееве, а также дачи, относящиеся к началу XX века. Знаменская церковь в Перове (улица Лазо, дом 5) Усадьба, в которой была построена в конце XVII — начале XVIII века Знаменская церковь, принадлежала князьям Голицыным, а после была куплена в казну. Кстати, рядом с церковью в начале XVIII века был построен деревянный дворец, в котором, согласно легенде, жил фаворит и тайный муж Елизаветы Петровны Алексей Григорьевич Разумовский. Строительство обычно датируют 1699 годом. Предположительно, к нему был привлечен знаменитый шведский архитектор Никодемус Тессин Младший, который работал над Знаменской церковью в Дубровицах. Церкви похожи размерами и элементами декора: обе небольшие, чуть вычурные, обе с четырехлепестковым планом. Облик Знаменской церкви в Перове менялся несколько раз. Пожалуй, самое серьезное изменение структура приделов претерпела в 1906 году. Тогда на месте Никольского придела был возведен массивный храм Серафима Саровского с колокольней. Чтобы избежать диссонанса, для новой церкви была выбрана стилизация под барокко, а не привычный неорусский стиль. В XX веке со зданием церкви работал архитектор и реставратор памятников древнерусского зодчества Петр Барановский. В 1930-м в рамках реставрации храм и колокольня 1906 года были снесены. Сейчас такие вещи считаются варварством, а тогда все построенное в начале XX века сносили, сохраняя лишь историческое ядро. Службы в храме не велись, оконные проемы были закрыты: верхние — кирпичами, нижние — стальными ставнями. Их освободили только в 1990-е, когда было принято решение о возвращении церкви общине. Церковь Спаса Нерукотворного в Гирееве (Свободный проспект, дом 4а) Знаменская церковь в Перове была построена по инициативе князя Петра Алексеевича Голицына в его усадьбе. Примерно в это же время, чуть позже, в усадьбе его сына в Гирееве строится церковь Спаса Нерукотворного Образа. Ее возведение подпадает под запрет каменного строительства, изданный Петром I. Это небольшая церковь с похожим четырехлепестковым планом, как и Знаменская в Перове. Обе одноглавые, без колоколен (правда, в XIX веке на Спасской церкви все же появилась деревянная звонница). Главное различие — в декоре: если Знаменская богато украшена, то Спасская — очень скромная, простая, но тем не менее она является интересным примером перехода между русской архитектурой и европейской. Дача Алексея Дикого (улица Алексея Дикого, дом 16) Старенькая бревенчатая дача на улице Алексея Дикого в Новогирееве напоминает о театральной истории этих мест. В начале ХХ века здесь жил актер и режиссер Алексей Дикий, сначала служивший в МХТ, а в 1931 году основавший собственный театр. Дачу в Гирееве купила его мать, сам Дикий очень любил здешние места и называл свою усадьбу Гиреевкой. В гости к Дикому приезжали легендарный худрук МХТ Константин Станиславский и Алексей Бахрушин — меценат и создатель частного литературно-театрального музея. Сегодня дача выглядит неожиданно для человека, впервые оказавшегося на улице Дикого, — маленький бревенчатый домик окружен многоэтажками. Здание дачи не музеефицировано, но охраняется как выявленный памятник культурного наследия. Красная дача (Новогиреевская улица, дом 7) Этот трехэтажный кирпичный домик, стоящий неподалеку от шоссе Энтузиастов, также хранит в своих стенах память о живших здесь в начале XX века людях искусства. Красный дом (так его назвали из-за цвета неоштукатуренных стен) был дачей художников. Участок в Гирееве был выделен Владимиру Фаворскому, Ивану Ефимову и Льву Кардашову в 1936 году под строительство мастерских, совмещенных с жильем. Возведенное по их проекту здание выглядело роскошно среди деревянных домиков по соседству. Мастерские расположились на первом этаже, жилые квартиры были обустроены на втором и третьем мансардном этажах. После смерти художников здесь жили их потомки, а также живописец Елена Коровай и ее дочь Ирина Коровай, последняя ученица Владимира Фаворского, живописец Дмитрий Жилинский и его супруга, скульпторы Нина Жилинская и Дмитрий Шаховский, супруг дочери Владимира Фаворского Марии, художника-керамиста. Дом до сих пор обитаем, работа в мастерских продолжается. Потомки художников сохраняют здание в первозданном виде, однако попасть туда просто так не получится — Красный дом, как и дача Дикого, не музеефицирован. Музей наивного искусства (Зеленая дача) (Союзный проспект, дом 15а) Еще одна дача с историей расположена на Союзном проспекте. Здесь расположился Музей наивного искусства. Нынешний район Новогиреево в прошлом — интереснейший поселок, построенный в начале XX века купцами Торлецкими (сегодня сохранились искаженные названия связанных с ними здешних достопримечательностей — Терлецкий парк и Терлецкие пруды). Здесь по примеру Нью-Йорка и Берлина была проведена разбивка на проспекты. Названия были прекрасные — Думский, Баронский (сегодня их сменили более современные — Союзный, Федеративный). Здесь предлагались участки под индивидуальную застройку — с водопроводом и электричеством. Рекламный проспект, приглашающий в поселок Торлецких, заманивал близостью к столице: «В восьми верстах от Москвы и в 20 минутах езды», — гласил он. Кстати, одна из дач, прекрасный образец модерна, фотография которой украшает эту старинную рекламу, отлично сохранилась до наших дней. В ее стенах много лет располагаются музеи. До Музея наивного искусства по адресу: Союзный проспект, дом 15а находился Перовский районный музей. Музей Вадима Сидура (Новогиреевская улица, дом 37а) Не архитектурный памятник, но тоже интересное здание. Музей Вадима Сидура был открыт в 1989 году, уже после смерти скульптора. В советские годы Сидура не выставляли — за «формализм и пацифизм» его исключили из КПСС. В 1987 году открылась его первая выставка при поддержке Перовского райисполкома — для нее было выделено небольшое помещение в здании районного Перовского выставочного зала на Новогиреевской улице. А в 1989 году Перовский музей был переименован в Музей Вадима Сидура. В годы перестройки этот пятачок, ограниченный Новогиреевской улицей и Зеленым проспектом, на котором стоит музей, стал центром района. В сквере за музеем был установлен памятник оставшимся без погребения («Скорбящие матери»), посвященный солдатам, павшим в Афганистане.

Красная дача, Зеленая дача, голицынское барокко: главные здания Перова и Новогиреева
© Mos.ru