Ещё
Откуда взялась шапка Мономаха
Откуда взялась шапка Мономаха
Вещи
Самые страшные давки в истории СССР
Самые страшные давки в истории СССР
Истории
Грузчики — люди с железными мышцами и нервами
Грузчики — люди с железными мышцами и нервами
Безумный мир
Самые криминальные города России
Самые криминальные города России
Места

«Искусство требует физической силы». Как бывший геофизик стал гончаром 

«Искусство требует физической силы». Как бывший геофизик стал гончаром
Фото: АиФ
Владимир Бледнов — представитель редкой профессии — гончар. Древним видом искусства занимается больше 20 лет. В последние годы проводит мастер-классы для всех желающих вне зависимости от пола и возраста. Интерес к изделиям, сделанным не бездушным станком, а своими руками, возрастает.
О важности оптимизма
«Казалось бы, глина — сырьё, которое лежит под ногами, однако есть нюансы, — охотно делится секретами мастер. — Для работы подходит только верхний слой, его подготовка занимает много времени. Сейчас карьеры перекопаны, поэтому умельцы вынуждены приобретать природный материал в магазинах. Для гончарных работ нужна жирная глина. Можно сказать, что мы имеем дело с материалом мистическим, который сочетает в себе три стихии — воздух, воду и огонь. Когда сажусь за гончарный круг, как будто чувствую энергию земли. Поэтому все гончары и керамисты — оптимисты. Пессимисту нельзя творить с глиной. А ещё этот материал очень капризный и тонко чувствует настроение художника».
«Дочь как-то попросила сделать большой чайник, — вспоминает гончар. — Вылепил три, все полопались. Когда делаешь что-то на заказ или по просьбе, часто работа не идёт. Глине нужны свобода и вдохновение. Иногда хочется, чтобы изделие получилось ещё ажурнее, но ещё чуть-чуть — и оно разваливается на твоих глазах».
Деньги для художника, говорит Владимир, нечаянная радость. Если думать о том, что их не хватает, лучше вообще не приступать к гончарному делу. Кстати, в доме у гончара практически нет глиняной утвари. Сапожник, как водится, без сапог.
«Всё время думаешь: для себя успеется, вот и оставляю на потом, — вздыхает Владимир. — А вообще у меня мечта — сделать камин в своём доме, покрыть изразцами».
Нужна физическая сила
По образованию Владимир Бледнов геофизик, хотя рисованием занимался с детства, участвовал в выставках, но считает, что не хватало целеустремлённости, чтобы стать художником, как мечталось. После института работал геофизиком в экспедициях, жил в тайге. Бесценный опыт, который приобрёл тогда, позднее пригодился ему в работе с глиной.
«Природа — лучший учитель. Деревья, земля, каждый камень, каждая травинка способствуют познанию мира», — замечает мастер.
Владимир часто ходил по выставкам, смотрел работы коллег. Для художника это как подзарядка вдохновением. С лёгкой руки жены Лилии увлёкся росписью керамики (супруга — профессиональный керамист). Но на эту тонкую, почти ювелирную работу у мужчины не хватило терпения. Понял, что больше тяготеет к монументальным формам, садово-парковой керамике вазонов.
«Гончарка требует именно физической силы, это намного интереснее».
В основе творчества Владимира Бледнова лежат русские народные мотивы.
«Мой любимый сказочный персонаж? — задумывается на секунду. — Пожалуй, Баба Яга, потому что она живёт где-то на грани реальности и нереальности. Бабок Ёжек я за свою творческую жизнь сделал немало. Доводилось делать и Змеев Горынычей. А вот садовым гномам не симпатизирую. Не наше это, не русское».
Как костыли друг для друга
Мастерская художника находится в частном доме недалеко от Курска, где живёт друг и напарник Владимира Бледнова . На первом этаже расположены печи для обжига. Здесь происходит превращение глины в вазы, декоративные панно, картины, горельефы (разновидность скульптурного выпуклого рельефа. — Ред.) С порога привлекает внимание высокий, в человеческий рост, вазон в форме слона. Обитают в мастерской глиняные лисы, кошки, тигры и, конечно, напоминающие о тайге косолапые мишки, домовята.
«Когда человек маленький, он считает себя большим. Потом проходит рубеж — ты большой, и тебя считают большим, но ты понимаешь: в тебе мало что изменилось. Ты тот же мальчишка, — философствует Александр. — Поэтому взрослым сказка нужнее, лучше не отрываться от неё».
В этом своём убеждении друзья похожи. Познакомились в юности, встречались время от времени в обществе художников. Александр пытался сделать масляную живопись лёгкой, прозрачной, как акварельная. А Владимир как раз начал эксперименты по вкраплению в керамические изделия элементов из стекла и металла. Творческие находки обоих соединены в их совместных работах. Одна из самых завораживающих — горельеф «Движение». Что на ней — планеты, водный мир? Каждый увидит что-то своё. Но, действительно, кажется, что элементы из глины и стекла приходят в движение.
«При солнечном свете эффект ещё сильнее», — замечают мастера.
Животные, люди, деревья — образы на некоторых работах переплетаются, к