Во имя искусства. Самарский скульптор за свой счет отлил памятник Цою

Место, где будет установлен памятник Виктору Цою в Самаре, еще не определено, идет согласование с городскими властями. Но то, что бронзового Цоя увидят люди сомнений не вызывает, скульптору уже поступило предложение установить памятник на частной территории. Куда делись романтики? Ирина Опарина, «АиФ-Самара»: Почему вы решили создать памятник Виктору Цою? Валентин Кубриков: Целое поколение выросло на его песнях. У нас были «Кино», «Алиса», «Наутилус» - всё то, что по сути сформировало менталитет молодых людей, выросших в эпоху 80-х гг. К тому же фигура Виктора Цоя ложится в тему обновления власти в регионе и в городе. По сути, у нас сейчас то самое «время перемен», о котором пел Виктор Цой. Я знаю, что в Самаре немало людей, которые обрадовались бы установке такого памятника. - А как смотрят на это городские власти? Дают «добро»? - Пока идёт процесс переговоров. Надеюсь, что механизм согласования властями Самары н затянется. Идею готов поддержать и бизнес, поэтому бронзовый Цой может появиться в областной столице, но уже на частной территории. - А где видите этот памятник в нашем городе? -Можно было бы установить его на ул. Ленинградской, но можно и на самарской набережной. Даже если поставить скульптуру вдали от публичных пространств, поклонники музыканта всё равно найдут памятник и будут к нему приходить. - Скульптурная композиция называется «Последний герой». Какой смысл вы заложили в это название? - По сути, это памятник ушедшей эпохе романтики и искренности. Во времена Цоя ещё не было коммерциализации искусства. Музыканты пели о том, о чём хотели, вне зависимости от того, «в тренде» это или нет. А сейчас музыка - это уже не искусство, а скорее ремесло. Взять, например, организацию Союз художников. Вся их деятельность связана с заработком... Нет денег - нет развития - Как живётся художникам в Самаре? Очень серьёзный отток из города молодых дарований наблюдается в последние годы... - Это всё потому, что у нас в городе не осталось бизнеса, мало капиталов. Всё просто: нет денег - нет развития. К тому же в Самаре до сих пор царит мещанский менталитет. Большинство людей, к сожалению, живёт по биологическим принципам «доминантности». Важен статус: красивая машина, одежда. Деньги обслуживают идею биологического существования. В такой ситуации творческим людям реализовать себя крайне сложно, вот многие и переезжают в столицы. - А что происходит внутри самарского арт-сообщества? - Искусство у нас стагнирует. Творческие объединения по идее должны выращивать художников со школьного возраста, договариваться с бизнесом и формировать фонды, искать деньги на гранты и конкурсы для молодых. Наши же художники борются за распределение бюджетных подрядов. Я думаю, если развитием арт-школ заниматься всерьёз, то в Самаре найдётся бизнес, который поддержит юные дарования: призовой фонд - это смешные деньги. - В последнее время в городе устанавливают достаточно много памятников. Какие из них вам нравятся, а какие - нет? - Нужно понимать, что в Самаре истории скульптуры нет, а значит, и критиковать новые монументы нет никакого смыла. Хорошо, что у нас создаётся много новых памятников - это культурное развитие города. И все они эклектичны, идут в «ногу со временем». Такие памятники можно устанавливать на фоне исторической и современной застройки. Однако я считаю, что такие работы, как «Бурлаки на Волге» или «Буратино», могли бы быть масштабнее. Репин и Толстой - это люди, которые сделали наш край популярным, прославили его. Власти могли бы на эти скульптуры найти по миллиону руб., ведь смогли же изыскать деньги на памятник основателю города Григорию Засекину. Коней не хватает - В 2014 г. один из эзотерических телеканалов снял сюжет, где вы представляете «магический памятник для спасения человечества». Где, кстати, он сейчас? - На самом деле там нет ничего магического: человек в капюшоне и длинных одеждах держит в руках прообраз первых часов и цепочку, поворачивающую стрелку. У этого человек нет лица - он символизирует жизненные силы. На самом деле это глубоко философская скульптура. К сожалению, она не нашла отклика у городских властей и сейчас установлена на моей ферме за Волгой. Там на неё могут любоваться туристы. - Зато другая ваша работа вполне успешно красуется в Самаре - напротив ТЦ «Вертикаль». Конь с необычными пропорциями в своё время стал предметом острой критики со стороны общественности. Вы согласны с аргументами оппонентов? - Эта работа, так же как и «Время», философская, мифологическая. У коня удлинена шея, и в действительности он скорее похож на динозавра. История скульптуры самая простая: я подарил её на юбилей владельца ТЦ, и уже он решил установить её на всеобщее обозрение. По поводу коня я действительно слышал немало противоречивых мнений, но к критике особо не прислушиваюсь. Ведь любое произведение искусства всегда плодит почву для массы интерпретаций. - Как считаете, конных скульптур в городе хватает? - Да, действительно, кроме моего коня у «Вертикали» из конных скульптур у нас есть памятник основателю города Засекину и ещё Чапаеву у театра драмы. Вообще, конь символизирует русское княжество, казачество, средневековое рыцарство. И у нас в Самаре все это было. У города прекрасное прошлое, и многие моменты можно было бы отразить в скульптуре. - Откройте завесу тайны: какой будет ваша следующая работа? - Я сейчас работаю над новой выставкой «Портреты в цвете» Там будут художественные работы вперемежку с философской скульптурой. В основу выставки лягут портреты знаменитых людей, которые влияют на современную действительность. Думаю, что экспозиция откроется в галерее «Вавилон» в марте. Возможно, потом она будет представлена и в других городах.

Во имя искусства. Самарский скульптор за свой счет отлил памятник Цою
© АиФ-Самара