И джаз, и рок, и рэп: расскажем об уникальном оркестре Владивостока
Он руководит единственным в своём роде оркестром Владивостока - эстрадно-симфоническим, который выступает в Приморской филармонии, и жонглирует музыкальными стилями и направлениями. Он представитель молодого дирижёрского племени, нашедший общий язык с музыкантами и преподавателями старшего поколения. Дружит с легендарными советскими композиторами - Александрой Пахмутовой и Евгением Крылатовым. Для дирижёра российского оркестра кинематографии Сергея Скрипки пишет партитуры. Дмитрий Бутенко круглые сутки погружён в работу. Ладить с оркестром и партитуры писать - это надо уметь, без таланта не обойтись. Равнение на Поля Мориа! - Дмитрий, вы шли к музыкальной карьере с пелёнок? По настоянию родителей или самостоятельно? - В раннем детстве мама пыталась отдать меня в музыкальную школу, но я не горел желанием заниматься. Помню, учился в девятом классе, и мне жутко понравилась обработка песни «Милый, чё» из советского кинофильма «Афоня». В общеобразовательной школе попросил нашего учителя музыки наиграть мне эту мелодию. Вдохновился... и окончил музыкальную школу по классу домры экстерном за два года. После поступил в музыкальное училище. - Педагоги не отбили рвение заниматься музыкой? Ведь за два года виртуозом вы вряд ли стали... - Никакого разочарования не было, хотя знаний на начальном этапе не хватало, но хорошие преподаватели восполнили пробелы. Став обычным студентом отделения народных инструментов, вдруг нашёл себя в роли дирижёра. Помню, как на четвёртом курсе училища заведующий кафедрой объявил конкурс свободного формата, дабы студенты в свободное время не занимались ерундой. Хочешь, пой, хочешь, танцуй! Я решил собрать оркестр. Написал первую в своей жизни партитуру, пригласил музыкантов и начал репетировать. Это был сборный коллектив - скрипки, трубы, баян, домра с балалайкой. Сыграли попурри на тему одесских песен, таких, как «Постой паровоз». Так начался мой дирижёрский путь. - Но прежде этому нужно учиться? - Дополнительное образование по дирижированию получил в училище и в академии искусств. Помог в обучении интернет: видео концертов, мастер-классов, уроков знаменитых дирижёров. - В чём разница дирижерского подхода к симфоническому и эстрадному оркестру? - Симфонический дирижёр - человек, который трактует большие классические произведения. Если вы прослушаете для сравнения известнейшую пятую симфонию Бетховена, то у каждого оркестра она звучит по-разному. Руководить эстрадным коллективом - колоссальный труд, но перед дирижёром здесь несколько иные задачи. Вспомните Поля Мориа: зрителям казалось, что он совсем не дирижирует на сцене, а если присмотреться - какие-то эпизоды показывает. Его заслуга, прежде всего, в создании уникального оркестра, в сочинении мелодий, аранжировок. Сегодня я сам пишу партитуры для своего оркестра, для приезжих музыкантов, для государственного симфонического оркестра кинематографии. - Писать партитуры, на взгляд обывателя, рутина... - Для меня это потребность. Даже не работа, а дело моей жизни. С каждым днём получается всё лучше. Понимаете, если относиться к труду как к рутине - ничего особенного не произойдёт. Творчество - бесконечный процесс, и нет ему конца и края. Признаюсь, раньше, когда писал партитуры музыки для кино, мне катастрофически не хватало знаний. Опыт пришёл, а с ним озарение. Сейчас занимаюсь джазом: порой делаю по сто разных вариантов одного произведения, мучаюсь. Потом выбираю лучшее. Всегда хочется чего-то большего, поэтому сталкиваюсь со сложностями профессионального характера. Кто не любит дирижёра? - Вы действительно знакомы с Александрой Пахмутовой? - Александра Пахмутова и Евгений Крылатов - мои коллеги старшего поколения, с которыми мы созваниваемся, общаемся. Познакомила меня с ними преподаватель музыкального училища, член союза композиторов Татьяна Пакулова. На становлении моего пути понадобился нотный материал. Педагог поделилась телефонами. Они оказались людьми учтивыми, добрыми, внимательными, поделились со мной оригинальными партитурами. - Пишут, что ваш оркестр уникальный, единственный во Владивостоке. Это правда? - Эстрадных оркестров в городе несколько, а эстрадно-симфонический оркестр - один, в его составе не только биг-бенд, но и струнная группа. В филармонию пришёл пять лет назад, а до этого восемь лет собирал оркестр самостоятельно, выступая с коллективом на разных площадках. - В нулевые годы музыканты сетовали на кризис. Помню, как в симфоническом оркестре не хватало кадров, музыкальных инструментов. - У нас ситуация следующая - у всех свои инструменты. С кадрами пока всё хорошо, институт искусств выпускает потрясающих музыкантов. - С какого репертуара начинали? - Играли музыку советского кино - Крылатого, Зацепина, Пахмутовой, Артемьева. Это были большие полотна, мы переиграли всё, что можно. Спасибо композиторам, Сергею Скрипке, которые помогли с материалом. Далее переключились на музыку зарубежного кино, джаз, и тогда пришлось писать партитуры. У нас разнопрофильный оркестр. Сложность в том, что Владивостоке, на мой взгляд, недостаточно подготовки для джазовых музыкантов. Нет соответствующего образования, приходится учиться во время репетиций, проводить занятия группами. В каждой группе есть лидер. - А вы - какого рода лидер? - Мои отношения с оркестрантами нельзя назвать приятельскими, но мы на одной волне, где-то шутим, а на репетиции все серьёзно - я дирижёр жесткий, требовательный. По этой причине некоторые музыканты не хотят идти в оркестр, не готовы к серьёзной работе. Откровенно говоря, в любом коллективе есть люди, которые не любят дирижёра. Но если музыкант талантливый, профессиональный, нужно сделать всё возможное, чтобы его сохранить. Выстраивать отношения, договариваться. На шару и в оркестре - А в ресторанах разрешаете музыкантам подрабатывать? - Многие из них играют сразу в нескольких группах в заведениях, где востребована живая музыка. Дополнительный заработок кормит, хотя он не стабильный. Если ты играешь в ресторане, совсем не обязательно, что ты плохой музыкант. Бывает, что в заведении к исполнителю не предъявляет особых претензий. Сыграл не ту ноту - немного позже, немного раньше - ничего страшного. В оркестре так не пойдёт! Лучше быстрее избавиться от такой привычки. Возможно, шара расслабляет музыкантов, но только не у меня. - Удаётся на гастроли ездить? - Пока только по Приморскому краю. На самом деле, это чудесные гастроли, потому что публика душевная, принимает тепло, люди этого ждут. Запоминающиеся концерты, такая энергетика идёт от зала. Востребованность у зрителя - самое главное, её ни с какими деньгами не сравнить. Если люди после концерта не расходятся, просят сыграть на бис - это высшая награда за наш труд. - Какие планы на год? - Так надолго не загадываю. 17 февраля играем концерт из произведений Генри Манчини. Фамилия малоизвестная, но его сочинения все на слуху. Это музыка из кинофильмов «Розовая пантера», «Шарада», «Поющие в терновнике» и др. Воплотим идеи программы в стиле рэп, хочется привлечь молодёжную аудиторию. Думаем, что поставим мюзикл «Летучий корабль». Будет и программа, состоящая из рок-баллад известных групп. - Наедине какую музыку предпочитаете слушать? - Мне интересно многое: классическая музыка, Шифутинский и Розенбаум, музыка кино, современные произведения. Нельзя ограничивать себя в чём-то одном. Из классики не так давно слушал Хачатуряна, балет «Спартак». - В чём преимущество живых выступлений в эпоху интернета? - В непосредственном контакте с музыкой: это всегда эмоции, переживания, воспоминания. И всё - на лице у каждого зрителя. ДОСЬЕ Дмитрий Бутенко родился в 1986 г. во Владивостоке. Окончил Владивостокское музыкальное училище и Дальневосточную академию искусств. Пять лет руководит эстрадно-симфоническим оркестром в Приморской филармонии. Автор оригинальных аранжировок. Участник крупных музыкальных фестивалей и программ края.