На вахтанговской сцене вновь Островский
Это вторая после «Грозы» постановка классика в этом театре за последние годы. Режиссер Александр Коручеков, запомнившийся зрителям изобретательным спектаклем по сказке Джеймса Барри «Питер Пэн», обратился на этот раз к «серьезной драматургии» и представил почтенной публике свою интерпретацию «Горячего сердца» Островского. Вопреки сложившейся традиции драматических постановок Островского в России Александр Коручеков увидел в «Горячем сердце» игровой актерский театр Евгения Вахтангова, когда стираются границы между тем, как живут и как проигрывают свою жизнь герои. Главным для режиссера в этом спектакле стали актерская игра, импровизация, музыка, песни… – всё то, что приветствовал и сам Островский в своих спектаклях, давая актерам многообразную палитру красок для выражения сценических образов. Опираясь на театральные традиции двух корифеев русского драматического искусства, Коручеков попытался представить на основе известного сюжета и современное «темное царство» со всем его произволом и самодурством, и «луч света» в нем в образе активной, волевой девушки Параши. Тем не менее, представленные в «Горячем сердце» пороки одуревших от вседозволенности и денег именитых купцов ни в какое сравнение не идут с разгульной жизнью нынешних российских нуворишей, этаких купчиков-гуляк, которым всё позволено, потому что всё по карману. На их фоне пьяные выдумки богача Хлынова и дикий нрав по отношению к домашним самодура Курослепова выглядят почти детскими забавами. Создавая образы Хлынова и Курослепова, Островский смело использовал приемы сатирического гротеска. Но, несмотря на это, сегодня его герои не кажутся ни страшными, ни даже противными, а благодаря комическому таланту Сергея Маковецкого (Хлынов) и Евгения Косырева (Курослепов), выглядят в лучшем случае смешными. Что не так уж плохо. «Смех, по мнению Гоголя, великое дело, он не отнимает ни жизни, ни имения, но перед ним виновный – как связанный заяц». Важно, что как и 150 лет назад, образы Хлынова и Курослепова воплощают в себе всю дикость, доморощенную примитивность и косную отсталость определенной части отечественной буржуазии в период зарождения и становления современного капитализма. Всему «темному царству» смело противостоит единственное «горячее сердце» в спектакле – Параша (Мария Бердинских), олицетворение деятельной и смелой любви. Образ Параши полон оптимизма, молодости и настоящей жизненной воли. «Горячее сердце» Александра Коручекова – оригинальный спектакль, сотворенный дружной командой постановщиков: Александр Коручеков бережно, но с выдумкой отнесся к тексту пьесы, Пётр Налич обогатил спектакль незатейливой, но образной и запоминающейся музыкой, Максим Обрезков создал образную сценографию, а Мария Данилова приодела артистов согласно эпохе и замыслу режиссера. Запомнились прекрасные актерские работы: Виталийс Семёновс (приказчик Наркис), Юрий Цокуров (сын недавно разорившегося купца Вася Шустрый), Анатолий Меньщиков (дворник), Евгений Князев (городничий)… Спектакль «вахтанговцев» по пьесе А.Н. Островского «Горячее сердце» получился современным, театральным, а главное – на злобу дня.