Выставки недели
Мэт Коллишоу. Альбион
Gary Tatintsian Gallery
до 28 апреля
Искусство Мэта Коллишоу, члена группы «Молодые британские художники» (YBA), неизменно отсылает к художественному наследию прошлого — так, осенью в Пушкинском музее экспонировался проект Seria Ludo, вдохновленный рубенсовским полотном «Вакханалия». Не менее эффектны, чем эта облепленная крошечными человеческими фигурками вращающаяся люстра, и другие новые работы Коллишоу, выполненные им в качестве художника, фотографа, режиссера и дизайнера. Среди них — мультимедийная проекция «Альбион», изображающая старый дуб в Шервудском лесу, служивший, по преданию, укрытием благородному разбойнику Робину Гуду.
Жены
Музей русского импрессионизма
до 15 мая
Более 40 женских портретов, представленных в экспозиции, изображают спутниц крупнейших отечественных живописцев. Большинство этих женщин всю жизнь оставались в тени знаменитых супругов, однако есть и такие яркие исключения, как оперная певица Надежда Забела-Врубель, позировавшая мужу для полотна «Царевна-Лебедь», или жена Репина — писательница Наталья Нордман-Северова, прославившаяся не столько литературными достижениями, сколько экстравагантным образом жизни.
Разговор с авангардом о поэзии
Галерея «На Шаболовке»
до 3 марта
Юрий Гордон — автор многих тысяч иллюстраций к литературным произведениям всех мастей и жанров, разработчик шрифтов для сотен издательств и изданий, изобретатель «говорящих карт» городов, повествующих о географии на языке поэтических цитат. На выставке представлены иллюстрации, созданные Гордоном начиная с 1987 года и до наших дней. Художник работал с текстами Гийома Аполлинера, Велимира Хлебникова, Осипа Мандельштама, Даниила Хармса и др., опираясь на образность искусства авангарда.
Карл Брюллов. Портреты из частного собрания Санкт-Петербурга
Государственная Третьяковская галерея
до 24 июня
В зале 11 исторического здания Третьяковки московской публике впервые представлены семь полотен крупнейшего русского живописца первой половины XIX века. Среди них — авторское повторение автопортрета 1848 года из собрания великого князя Константина Константиновича, попавшее в Пушкинский дом, а затем отданное в частное собрание в обмен на бюст Ломоносова работы Федота Шубина.
Другие портреты работы мастера изображают не только его родовитых заказчиков, но и членов семьи — в частности, для «Дамы у фортепьяно» (1838) ему позировала жена, пианистка Эмилия Тимм.
Идеальные пространства Юлиана Фаульхабера
Центр фотографии им. братьев Люмьер
до 15 апреля
В экспозицию выставки войдут работы из проекта LDPE, над которым немецкий фотохудожник работал с 2003 года. Загадочная аббревиатура расшифровывается как «полиэтилен низкой плотности», не только манифестируя ключевую идею искусственности, ненатуральности, но и напоминая о той незаметной, но огромной роли, которую играет в нашей жизни эта простейшая упаковка. На снимках запечатлены уже выстроенные и отделанные, но еще не сданные в эксплуатацию постройки в городах Германии, США и Японии: есть ли в этом мире безупречного и нетронутого хоть какое-то место для пользователя, посетителя, жителя?