Театральный Новосибирск. Лучшие премьеры сезона
Осенью в театре “Старый дом” прошла самая интересная премьера сезона – “Господа Головлевы” в постановке известного режиссера, руководителя пермского театра “У Моста” Сергея Федотова. Сложнейшие произведение русской классики очень сложно адаптировать к сцене, но Сергей Федотов осторожно и внимательно следует тексту романа, не интерпретируя его в угоду новым веяниям, а дополняя мистическим содержанием. Подробный, реалистический в привычных мелочах быт головлевской усадьбы, где властной рукой правит Арина Петровна (Вера Сергеева), – лишь занавес, который прикрывает тайну. За этими привычными мелочами нет жизни, нет семьи. Жадная властная мать, не умеющая ни любить, ни прощать. Нелепые старшие сыновья, спившиеся и опустившиеся. И младший – лицемерный, приторно ласковый Иудушка (Анатолий Григорьев), истово крестящийся на образа и жадно прибирающий к рукам все имущество семьи. Ласковый хищник, обволакивающий жертву ядом лицемерия и приторной иллюзией любви, он искренне верит в свою ложь и постепенно запутывается в собственной паутине. Этот занавес из лжи такой плотный и удушающий, что в нем можно задохнуться, как задыхается Степан (Леонид Иванов). В нем, как в паутине, бьется Павел (Тимофей Мамлин). По задворкам усадьбы черной паучьей тенью мечется Улитушка, то наушничает, то поддакивает. Это за ее спиной открывается дверь, и именно Улитушка (Валентина Ворошилова) провожает до этой двери в небытие сына за сыном, внука за внуком. И там, за дверью томятся они – брошенные, забытые… Идут годы, плетется паучья сеть, вот уже и мать умерла, проклиная Иудушку. И там, в темной комнатке на задворках они собираются все – сперва сыновья Арины Петровны, потом сыновья уже Иудушки, выселившего мать из имения. Гибнет робкий Володя (Станислав Кочетков) и буйный Петя (Виталий Саянок). Умирают девушки – племянницы. Все они переходят за грань реальности, в ту инфернальную комнатку на задворках усадьбы, чтобы оттуда смотреть за метаниями Иудушки, отчаянно ищущего, с кем бы поговорить. И нет здесь противостоянии мира живых миру мертвых, потому что Иудушка не более жив, чем они все. Вокруг него тоже нет любви, понимания, радости. Очень сильный, удивительно точный, многоплановый и яркий спектакль, страшный в своей безжалостной правде. Задуматься о семье и любви –нелюбви заставляет и студенческий спектакль “Похороните меня за плинтусом” по мотивам повести Павла Санаева, который идет в учебном театре НГТИ “ПУЛя”. Спуститься в подвал клуба Октябрьской революции и посмотреть его стоит однозначно. Фото: НГТИ О том, что работа студенческая, забываешь примерно минуте на десятой. Очень интересная, филигранная работа с куклами. На сцене весь курс, толпа в темных рабочих костюмах, они передают героя друг другу, и оживает мальчик Сашка. У каждого артиста свой голос, и голос этот звучит индивидуально и небанально. Толпа распадается на личности, чтобы вновь слиться воедино, но не в толпу, а в актерский ансамбль. И они удивительно сосуществуют на сцене – кукольный герой и артисты, которые его оживили. Режиссер постановщик Эльмира Куриленко убрала из повести часть сюжетных линий, вычленив самое главное: треугольник бабушка – мама – Саша. Такой вот страшный рассказ о любви. Любви, которая убивает. Все сконцентрировано до предела, и получилась очень страшная история, в которой совсем нет места доброте, а любовь становится непосильным бременем, оборачивается своей противоположностью. Причем, если в повести все же звучит тема бабушкиной любви, то здесь, в спектакле о любви ни слова. Есть лишь бабушка, которая тащит за собой и ранимый мальчик с тонкой шейкой, который слышит лишь ругань и крик, и все время болеет. Его бабушка – всеобъемлюща и ужасна. Отдельно руки, отдельно ноги, отдельно голова. Рука может ударить, голова обругать. Фото: НГТИ Художник-постановщик Анна Гуляева использует привычные бытовые предметы для создания ужасного монстра. Она подставляет вместо тела холодильник или ванну, и огромная бабушка возвышается и над мальчиком, и над мамой, и над миром. И это еще страшнее, потому что зло – обыденно и повседневно. Оно окружает Сашу повсюду – на улице, в больнице, в транспорте. И спасения, вроде, нет. Оно лишь в самом мальчике, который остается добрым и ранимым. Умеющим сострадать. И мечтать. О встрече с мамой. В конце, как и полагается, добро побеждает зло. Только победа это радости не приносит. Мама забирает Сашу. И на наших глазах бабушка распадается на составные части – теперь это просто сломанная кукла. Совсем не страшная. Жалкая кучка декораций. Так почему же так больно, и несется над сценой крик Сашиной мамы: “Мама”? Неладно что-то в мире, где размышления о родительской любви и взаимоотношениях в семье восходят к уровню трагедий… Но не трагедий единой жив новосибирский театр. Порукой тому радостный яркий, светлый мюзикл Андрея Семенова “Фанфан-тюльпан” в Музыкальном театре . Билеты на него надо покупать заранее, за полгода интерес к спектаклю не утих, в нем есть все, чтобы стать бестселлером – запоминающаяся, красивая музыка, остроумные тексты Владислава Старчевского, точная режиссура Сусанны Цирюк. Фото: Новосибирский музыкальный театр Веселая романтичная комедия про французского паренька, который поверил цыганке и решил жениться на дочери короля, хорошо известна уже не одному поколению зрителей. Когда-то фильм Кристиана-Жака с Жераром Филипом и Джиной Лоллобриджидой покорил не только Каннский фестиваль, но и весь мир. Мюзикл Андрея Семенова всех перипетий фильма не повторяет, совпадет лишь по канве. Но в нем есть все слагаемые успеха – звон шпаг и цыганские песни, благородный разбойник и не менее благородный король, любовь и приключения. В Музыкальном театре в последние годы сложилась интересная молодая и яркая труппа, особенно ее мужская часть. И приключенческая комедия с обилием военных сцен дает артистам возможность раскрыться и вволю поиграть. Фанфан (Никита Воробьев) – настоящий сорвиголова и покоритель женских сердец. Пластичный и обаятельный, прекрасно фехтующий и легко танцующий, с потрясающей улыбкой, он еще очень юн и наивен, но герой романтической плутовской истории таким и должен быть: чтобы и посмеяться над ним, и восхититься удачливости, и немного пожалеть – ах, глупый мальчишка, ну, кто тебе сказал, что все возможное – возможно, и попереживать за него – ну, куда же ты суешь голову? Под стать ему и приятель – благородный обаятельный разбойник Пьер Латен (Михаил Полубоярцев), выступающий то противником, то соратником, поддерживающий и в драке в проказах, и в захвате главного врага – маршала Бранденбургского (Антон Лидман). О, этот маршал, смешной до гротеска, упертый вояка, мечтающий о том, чтобы в Индийском океане мыл ноги прусский солдат. Собравший вокруг себя целую армию очаровательных воительниц, рядом с которыми так сладко мечтается. Фото: Новосибирский музыкальный театр И его венценосный противник – блистательный Людовик XV (Алексей Коновалов) – величавый и капризный, холодный, как и полагается истинному властителю, он многолик. Мгновение – и он предстает то очаровательным соблазнителем, то обиженным ребенком, который не привык к отказам, то благородным властителем, умеющим и наказать, и наградить. Смотришь этот остроумный, яркий, красивый спектакль и начинаешь верить, что невозможное – и, правда, возможно. Нужно только очень верить и стремиться к цели.