109-й День рождения легендарной артистки Ляли Чёрной театр «Ромэн» почтит ее память спектаклем «У нас сегодня концерт»
15 февраля исполнится ровно 109 лет со Дня рождения легендарной актрисы Ляли Черной. Какая же была она, эта легендарная женщина, прожившая необыкновенно интересную и сложную жизнь. Женщина, которая завоевала сердца целого поколения, одна из самых красивых актрис середины 20 века. В 1909 15 февраля в городе Нальчике, в семье русского барина Сергея Киселева и цыганской певицы Марии (в девичестве Поляковой) родилась дочь, названная Наденькой и записанная в церковную книгу Надеждой Сергеевной Киселевой. У девочки была необыкновенно смуглая кожа и огромные черные глаза, которые обрамляли густые ресницы. Семейство Киселевых было весьма состоятельным, в доме часто принимали гостей. Однажды кто-то из гостей, увидев маленькую Надю, воскликнул: «Ой, какая Лялька!», с той самой поры Надю все стали звать Лялей, из-за смуглой кожи к ней прочно приклеилось прозвище Черная. Вскоре после рождения детей, а в семье Киселевых родилось еще двое: Наталья и Владимир, семья перебралась в Москву. Мать Ляли поступила в хор знаменитого Егора Полякова, а в 13 лет в хор была принята и сама Ляля, в то время она еще не пела, но сидела в самом центре хора для красоты, когда же начинали играть «Венгерку», она поднималась со своего места и начинала танцевать. От танцующей Ляли нельзя было оторвать глаз, она была необыкновенно грациозна и пластична, покоряла зрителя моментально, Ляля не была исполнительницей цыганской венгерки, она была воплощением танца, будто сама муза танца явилась зрителям в образе Ляли. В 1930 году, при содействии Луначарского, был объявлен набор в цыганскую студию, из которой в 1931 году родился театр «Ромэн». Ляля Черная, будучи уже известной танцовщицей, пришла на конкурс, и естественно, ее взяли в труппу. В дебютном спектакле театра, поставленном Моисеем Гольдблатом по пьесе Александра Германо «Жизнь на колесах», она блестяще сыграла главную роль Грины. Театр становится популярным, зрители ждут новых премьер, практически в каждой из которых блистает несравненная Ляля Черная – любимица публики, огромное количество почитателей ее таланта стремятся попасть на спектакли, увидеть ее, насладиться ее игрой. В 1936 году на экраны выходит фильм «Последний табор», в котором Ляля снимается в главной роли вместе со своим мужем Михаилом Яншиным, бывшим в то время руководителем театра «Ромэн». Теперь ее знают и любят во всех, даже самых отдаленных уголках нашей страны, таборные цыгане провозглашают ее «королевой», ей приходят горы писем. Она – становится звездой. Фильм «Последний табор» становится дебютом Ляли в качестве певицы, песня «Бродяга», в ее исполнении становится настоящим хитом. На концерты с участием Ляли, в качестве певицы, невозможно достать билеты. Имя Ляля Черная – это гарантированный аншлаг. Наступил 1941 год. В июне Театр был на гастролях в Свердловске. Во время войны театр работал очень много. Помимо спектаклей, было организовано несколько выездных концертных бригад, которые выезжали в действующие военные части, много работали в госпиталях, выпускались новые спектакли. В это время Ляля расходится с Михаилом Яншиным и выходит замуж за Николая Хмелева. Через год у супругов рождается сын, Михаил Яншин становится крестным отцом маленького Лёши. Театр вернулся из эвакуации в Москву. У Ляли начались репетиции в спектакле по пьесе М. Афиногенова «Все о тебе», где она играет роль Любы Поляковой. Николай Хмелев интенсивно работает у себя во МХАТе, он приступает к постановке пьесы А. Островского « Последняя жертва» и работает над ролью Ивана Грозного в спектакле «Трудные годы» по пьесе А. Толстого. Подруга Ляли Черной, Нина Рафанская, вспоминает, что накануне генеральной репетиции, зашла в гости в Ляле, ее встретил Хмелев и пожаловался, что образ Ивана Грозного идет у него очень тяжело. «Ну ничего!» – сказал он – «Или я его, или он меня». В этот день у него была генеральная репетиция, на которой Хмелеву стала плохо. Ляля, которой сообщили о случившимся, прибежала во МХАТ, она плакала, кричала, взывала к своему Николушке, но все было бесполезно. Иван Грозный победил, Николай Хмелев умер. Ляля Черная осталась одна с маленьким ребенком на руках. Михаил Яншин, как мог поддерживал ее, он возобновил « Кровавую свадьбу» с Лялей в роли невесты, поставил два новых спектакля, в которых она играла главные роли. В 1951 году режиссер и педагог Школы – студии МХАТ Борис Вершилов, ставит на сцене театра «Ромэн» спектакль «Грушенька» по пьесе Исидора Штока, написанной по повести Н. Лескова «Очарованный странник». В образе Грушеньки Ляля смогла полностью реализовать свой многогранный талант и как драматическая артистка, и как певица. Послевоенные годы, оказались, пожалуй, самыми плодотворными. Она много играет и много выступает с концертами, находится на пике своей славы, Она красива, полна сил, желанный гость и на светских вечеринках, и на праздниках, устраиваемых на правительственном уровне. В нее влюбляются, ее превозносят, ее боготворят. К сожалению, годы проходят, оставляя следы не только в наших сердцах, но и на наших лицах. К концу 50-х Лялю стали занимать в репертуаре все меньше и меньше, а к концу 60-х она практически выпала из репертуара. Ляля активно занимается концертной деятельностью, ее, по-прежнему, любит зритель, ее пластинки расходятся миллионными тиражами. В 1972 году Ляля уходит из театра. Она иногда ездит с концертами, но все реже и реже. В 1975 году Эмиль Лотяну пригласил ее к себе в картину «Табор уходит в небо» на роль Старой цыганки. Последний свой концерт Ляля дала в театре Эстрады за год до своей смерти. Она прожила сложную, богатую событиями, счастливую жизнь, в которой было все от огромной популярности и всеобъемлющей любви, до полного забвения. Она была необычайно добра и щедра, постоянно помогала молодежи, подкармливала, дарила одежду, защищала перед руководством. Однажды во время войны, она увидела на вокзале женщину с грудным ребенком на руках, было холодно, женщина мерзла, Ляля сняла с себя свое единственное пальто и отдала женщине, объяснив своим спутникам, что у женщины маленький ребенок, ей пальто нужнее. Она могла прямо на улице отдать девчонке обувь, а сама идти босиком. Она обожала талантливых людей, если чувствовала в человеке искру божью, помогала ему во всем. Она была прекрасной рассказчицей, и умела слушать, что само по себе дар весьма редкий. Она была необычайно красива, талантлива, умна, обладала каким-то необыкновенным даром притягивать к себе людей. В нее влюблялись, кого-то она поощряла, а кого-то не замечала. Самое главное она никогда не была фальшивой, она всегда была честной, открытой во всех своих проявлениях. Можно много говорить о жизни и творчестве Ляли Черной, пытаться анализировать ее жизненный путь. Но имеет ли это смысл? Ляля – это всеобъемлющий образ красоты, а можно ли препарировать понятие красоты? Ею можно только любоваться, потому, что она не поддается логике. Мы должны быть счастливы, что можем любоваться, оставшимися нам кино и фотоматериалами, можем ходить по тем же улицам, по тем же зданиям, по которым ходила несравненная Ляля Черная – гордость всего цыганского народа.