«Изображая джаз». В Москве открылась выставка художника Дениса Октября
Как можно изобразить джаз? На полотнах Бернарда Отта он приглушенно-пастельный, у Дебры Херт по-экспрессионистски яркий, на картинах Юрия Шевчука сосредоточенно-философский. Манера барнаульского художника Дениса Октября исполнена неоромантизма. 1 февраля в музее С. С. Прокофьева в Москве открылась его тематическая персональная выставка «Изображая джаз». Работы, представленные на выставке, составляют целый цикл картин, написанных под впечатлением джазовой музыки – композиций Майлза Дэвиса, Чарли Паркера, Чета Бейкера, Диззи Гиллеспи. «Изображая джаз» - это яркие цветовые акценты на нежной пастели, силуэты великих джазовых исполнителей, словно окутанные сиянием музыки. Они передают особую атмосферу – атмосферу полного погружения в творческий процесс, «слияния» с инструментом в том упоительном состоянии, в котором рождается импровизация. Приметы времени и пространства не важны, как и портретное сходство с джазменами, – только обостренные до предела эмоции, творческий экстаз. Монохромная палитра городских пейзажей, в эпицентре которых – одинокий старинный автомобиль, дополняет атмосферу джазовой романтики, так же лишь намекая на время и место. Это может быть Новый Орлеан, Нью-Йорк, Лондон с очарованием их джазовых клубов 20-ых годов... Идея изобразить джаз возникла у художника случайно. «Первые работы из серии «Джаз» я написал еще в 2001-2002 годах, - говорит Денис Октябрь. – Не думал, что может получиться цикл работ, а через четыре года вернулся к этой теме. Люблю работать под музыку, в том числе и джазовую, для меня это естественно. Иногда мне кажется, что между мной и холстом происходит нечто сродни тому, что происходит между джазовым музыкантом и инструментом. Джаз очень живописен и рождает множество цветовых сочетаний. Он подсказывает стиль, задает ритм образам, создает концептуальную основу». На открытии выставки, конечно, звучал джаз – в музее С.С. Прокофьева есть небольшой уютный зал, где публика разместилась послушать импровизацию известного московского саксофониста Антона Пономарева. Но главное – ненавязчивый и мелодичный, джаз звучал в душе при просмотре экспозиции. Музыку «в голове» рождало восприятие картин, к которым хотелось возвращаться вновь и вновь. Это и было важной для художника задачей, с которой он блестяще справился. Светлана Скаредова