Заходите к нам на Святки
Автор: Олесь Сторожев Фестиваль за годы своего существования занял достойное место среди не только столичных культурных мероприятий, но и крупнейших международных музыкальных форумов. Причина тому — то многообразие и самобытность хоровых коллективов, которые каждый год становятся участниками фестиваля. Важным событием Рождественского фестиваля стал концерт хоров мужских монастырей — Данилова и Новоспасского. Обе московские обители считают своим основателем святого благоверного князя Даниила, младшего сына Александра Невского. Праздничный мужской хор Новоспасского монастыря, о котором пойдет речь дальше, возник на сломе эпохи советского правления, на рубеже 80-х- 90-х годов прошлого века. Тогда наблюдался небывалый интерес к забытым страницам отечественной культуры, в особенности к музыкальному наследию православия. По словам Станислава Попова, художественного руководителя и регента Новоспасского хора, в последнее время очень мало исполняются и доносятся до слушателей произведения церковные именно в концертном исполнении. Во время службы дирижер (регент) неизбежно должен смирять свой творческий порыв и порыв хора для того, чтобы не помешать молитве. На Рождественском фестивале артисты смогли показать в полной мере, что задумал композитор. Концерт умело вела профессор Института музыки имени Шнитке Елена Зайцева. Фото: Московский международный Дом музыки Программа выглядела довольно радостно. Вслед за духовными песнопениями на тему Христова Рождества, звучали колядки, народные песни. Коллектив пел монолитно, слаженно и сочно. Надо сказать, что сами концертные номера были достаточно сложными с технически-хоровой точки зрения. Зачастую хор звучал как своеобразный поющий оркестр. Величественное "Малое славословие" и былинное "Волною морскою" Гречанинова вполне можно по стилистике соотнести с его оперой "Добрыня Никитич", а умиротворенное "Богородице, Дево" Рахманинова — с лирическими сценами "Алеко". Среди народного выделялась "Уж ты, зимушка-зима" современного композитора Алексея Ларина. Авторское прочтение фольклора и безукоризненное базисное знание мужского вокала, — так можно в двух словах охарактеризовать эту задорную русскую песню. Соло исполнил бас Константин Бойко. Пока за кулисами с руководителем и артистами беседовала съемочная группа Первого канала, удалось задать несколько вопросов солисту Новоспасского хора тенору Алексею Пятецкому, лауреату международных конкурсов и обладателю редкого лирико-драматического голоса. В рождественском концерте в Вашем исполнении звучало сочинение "Блажен муж" Третьякова. В чём, по-Вашему, отличие духовной музыки от оперной партии? Каким должен быть звук в церковном песнопении, если мы говорим об академической вокальной школе? Я не разделяю академический вокал на церковный и оперный. Всё зависит от мастерства исполнителя. Вокалист должен, прежде всего, хорошо петь. А во время пения на богослужебный текст Бог помогает, ведь мы в таких произведениях Его славим. Что для Вас означает работа в хоре Новоспасского монастыря? Вы очень правильно назвали пение в монастыре работой. Только это работа для Бога, работа Богу. Она, прежде всего, не для себя. В хоре мы все работаем на результат, на качество. Наш монастырь — один из древнейших в Москве, на него равняются приходы, и хоры тоже равняются. Приходят руководители церковных хоров, слушают, учатся у нашего регента Станислава Попова. Делимся с ними репертуаром. В прошлом году к нам в обитель приезжала с мастер-классом монахиня Иулиания (Денисова), известный регент и композитор из Минска. Так что, мы тоже продолжаем учиться у других. Фото: Московский международный Дом музыки Сегодняшний концерт, совместный с хором Данилова монастыря - это редкость для Вашего коллектива? Конечно же, нет. Всего лишь месяц назад мы участвовали с даниловцами в большом концерте в Ярославле, а в начале декабря в Государственном Кремлевском Дворце совместно с хором Сретенского монастыря и Синодальным хором Алексея Пузакова принимали участие в программе, посвященной 100-летию восстановления Патриаршества. Ваш хор не боится конкурентов? Конкуренция не православное понятие. Мы делаем свое дело. И делаем хорошо. Для нас любой коллектив — соработники и друзья. Какие ближайшие планы у Хора Новоспасского монастыря? Не за горами Великий Пост. Новоспасский монастырь посетит Святейший Патриарх Кирилл. Готовимся к его приезду. Также в скором времени пройдут наши гастроли в Ижевске и Рязани. Программа Хора Новоспасского монастыря была выстроена очень логично, по степени энергетического накала. Артисты заряжали настроением весь зал. Музыкальные номера предварялись стихами русских поэтов, звучала даже проза Ивана Шмелева. Одной из центральных композиций стала святочная щедровальная песня "Щедрый вечер". Щедровки, как и колядки, — это обрядовые песни восточных славян, которые исполняют во время рождественских праздников и перед Старым Новым годом. Алексей Пятецкий. Фото: Московский Международный Дом музыки Украинский текст был искусно перелицован на русский лад, а куплетная форма, благодаря профессиональной хоровой аранжировке, получила вариантное развитие и почти эстрадный финал. Светлановский зал был полон и отвечал продолжительными аплодисментами. В заключении своего выступления Хор Новоспасского монастыря исполнил гимн Алексея Косолапова "Утверди, Боже". Солировал диакон Николай Кузнецов.