Заходите к нам на Святки 

Заходите к нам на Святки
Фото: Ревизор.ru
Автор: Олесь Сторожев Фестиваль за годы своего существования занял достойное место среди не только столичных культурных мероприятий, но и крупнейших международных музыкальных форумов. Причина тому — то многообразие и самобытность хоровых коллективов, которые каждый год становятся участниками фестиваля. Важным событием Рождественского фестиваля стал концерт хоров мужских монастырей — Данилова и Новоспасского. Обе московские обители считают своим основателем святого благоверного князя Даниила, младшего сына . Праздничный мужской хор Новоспасского монастыря, о котором пойдет речь дальше, возник на сломе эпохи советского правления, на рубеже 80-х— 90-х годов прошлого века. Тогда наблюдался небывалый интерес к забытым страницам отечественной культуры, в особенности к музыкальному наследию православия.
По словам Станислава Попова, художественного руководителя и регента Новоспасского хора, в последнее время очень мало исполняются и доносятся до слушателей произведения церковные именно в концертном исполнении. Во время службы дирижер (регент) неизбежно должен смирять свой творческий порыв и порыв хора для того, чтобы не помешать молитве. На Рождественском фестивале артисты смогли показать в полной мере, что задумал композитор.
Концерт умело вела профессор Института музыки имени Шнитке . Фото: Московский международный Дом музыки
Программа выглядела довольно радостно. Вслед за духовными песнопениями на тему Христова Рождества, звучали колядки, народные песни. Коллектив пел монолитно, слаженно и сочно. Надо сказать, что сами концертные номера были достаточно сложными с технически-хоровой точки зрения. Зачастую хор звучал как своеобразный поющий оркестр. Величественное «Малое славословие» и былинное «Волною морскою» Гречанинова вполне можно по стилистике соотнести с его оперой «Добрыня Никитич», а умиротворенное «Богородице, Дево» Рахманинова — с лирическими сценами «Алеко».
Среди народного выделялась «Уж ты, зимушка-зима» современного композитора . Авторское прочтение фольклора и безукоризненное базисное знание мужского вокала, — так можно в двух словах охарактеризовать эту задорную русскую песню. Соло исполнил бас Константин Бойко.
Пока за кулисами с руководителем и артистами беседовала съемочная группа Первого канала, удалось задать несколько вопросов солисту Новоспасского хора тенору Алексею Пятецкому, лауреату международных конкурсов и обладателю редкого лирико-драматического голоса.
В рождественском концерте в Вашем исполнении звучало сочинение «Блажен муж» Третьякова. В чём, по-Вашему, отличие духовной музыки от оперной партии? Каким должен быть звук в церковном песнопении, если мы говорим об академической вокальной школе?
Я не разделяю академический вокал на церковный и оперный. Всё зависит от мастерства исполнителя. Вокалист должен, прежде всего, хорошо петь. А во время пения на богослужебный текст Бог помогает, ведь мы в таких произведениях Его славим.
Что для Вас означает работа в хоре Новоспасского монастыря?
Вы очень правильно назвали пение в монастыре работой. Только это работа для Бога, работа Богу. Она, прежде всего, не для себя. В хоре мы все работаем на результат, на качество. Наш монастырь — один из древнейших в Москве, на него равняются приходы, и хоры тоже равняются. Приходят руководители церковных хоров, слушают, учатся у нашего регента . Делимся с ними репертуаром. В прошлом году к нам в обитель приезжала с мастер-классом монахиня Иулиания (Денисова), известный регент и композитор из Минска. Так что, мы тоже продолжаем учиться у других.
Фото: Московский международный Дом музыки Сегодняшний концерт, совместный с хором Данилова монастыря — это редкость для Вашего коллектива?
Конечно же, нет. Всего лишь месяц назад мы участвовали с даниловцами в большом концерте в Ярославле, а в начале декабря в Государственном Кремлевском Дворце совместно с хором Сретенского монастыря и Синодальным хором Алексея Пузакова принимали участие в программе, посвященной 100-летию восстановления Патриаршества.
Ваш хор не боится конкурентов?
Конкуренция не православное понятие. Мы делаем свое дело. И делаем хорошо. Для нас любой коллектив — соработники и друзья.
Какие ближайшие планы у Хора Новоспасского монастыря?
Не за горами Великий Пост. Новоспасский монастырь посетит . Готовимся к его приезду. Также в скором времени пройдут наши гастроли в Ижевске и Рязани.
Программа Хора Новоспасского монастыря была выстроена очень логично, по степени энергетического накала. Артисты заряжали настроением весь зал. Музыкальные номера предварялись стихами русских поэтов, звучала даже проза . Одной из центральных композиций стала святочная щедровальная песня «Щедрый вечер». Щедровки, как и колядки, — это обрядовые песни восточных славян, которые исполняют во время рождественских праздников и перед Старым Новым годом. Алексей Пятецкий. Фото: Московский Международный Дом музыки
Украинский текст был искусно перелицован на русский лад, а куплетная форма, благодаря профессиональной хоровой аранжировке, получила вариантное развитие и почти эстрадный финал. Светлановский зал был полон и отвечал продолжительными аплодисментами. В заключении своего выступления Хор Новоспасского монастыря исполнил гимн «Утверди, Боже». Солировал диакон .
Видео дня. Воры-неудачники, попавшие на видео
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео