Как заработать на выставке и открыть свой музей

Cанкт-петербургская школа Masters проводит практический курс «Арт-Менеджмент». Один из лекторов курса — галерист Кристина Березовская, основатель галереи KGallery, рассказывает о том, как от частной коллекции прийти к созданию галереи, а от галереи — к музею. Десять лет галерейной деятельности в России (в 2016 KGallery отпраздновала свой первый юбилей) — это огромный срок, за который на западе можно было бы горы свернуть — организовать вдвое больше выставок, участвовать в десятках ярмарок, обрасти сотней своих художников, переформатироваться и начать все сначала. В России в работе с искусством дела обстоят иначе. Ты либо открылся и держишься, либо закрылся. Точка. Мы открылись и держимся. Начинали мы в 2006 году с выставки Бориса Григорьева. Определили тактику, которой успешно пользуемся до сих пор — выбирать такого художника, чьи работы есть в собрании фонда галереи, чьей выставки не было или она была много лет назад (практически открываем имя автора новому поколению) и чьи работы можно получить из частных собраний (что, пожалуй, самое важное). У нас получилась блестящая выставка из частных собраний Петербурга и Москвы. Самолетом прилетели пейзажи из Франции и Чили, всего более ста первоклассных работ. Тем не менее, отсутствовало хоть какое-то приблизительное представление о том, как выставка с музейными работами должна быть оформлена, какие могут быть сопроводительные материалы и как взаимодействовать со сми. В итоге у выставки была довольно низкая посещаемость. Хотя через пару лет Русский музей и Третьяковская галерея использовали именно наш опыт и взгляд на творчество Бориса Григорьева для создания масштабных персональных выставок художника, в последующие годы ставшим одним из самых дорогих на рынке русского искусства. Для сравнения, цены на лучшие работы Григорьева поднялись с десятка тысяч долларов до миллионов. Ценовой индекс продаж живописных работ возрос с 372 пунктов в 2003 году до 2311 пунктов в 2005, и 2485 пунктов в 2011. Для примера, крупноформатная работа «Бретонская женщина» была продана на Sotheby's в 2005 году за £377 600 (при эстимейте £175 000 — 200 000), то в 2008 «Пастух с холмов» (1920) — за £2 349 766, а эстимейт картины «Дети» на Christie's в 2011 был установлен уже $600 000 — 800 000 (была продана за $1 314 500). Эстимейты на рисунки Григорьева возросли с $2000-4000 в начале 2000-х до $10 000 — 15 000 в 2016 году. Это чуть позже, заработав себе имя и репутацию, мы стали сотрудничать с ведущими музеями страны, включать в свои выставки работы из их собраний. Но таинство частного собрания работает безупречно — это картины, которые совсем ненадолго, бережно и часто с неохотой сняты со стен своих владельцев. За Григорьевым прошли выставки Бориса Кустодиева, Кузьмы Петрова-Водкина, Владимира Лебедева, Николая Фешина, Сергея Судейкина и Константина Сомова. Стало традицией проводить выставки одной картины (в 2013 — «Портрет мадемуазель Подбельской» Николая Фешина, который был продан в конце 2012 года на аукционе Christie’s за $3 295 715; в 2015 году — «Голова крестьянина» Казимира Малевича, рекорд аукциона Sotheby's — $3 514 568; в 2017 — «Концерт» Павла Челищева, был продан в 2016 году за $1 721 140 на Christie’s. Художники били рекорды на аукционах, а мы регулярно принимали участие в европейских и московских антикварных ярмарках и выставляли их. Казалось бы, вполне понятная и последовательная линия коммерческой и выставочной деятельности, но не в нашем случае. Вопреки всем законам маркетинга, в которых галерея самоопределяется и выбирает то направление в искусстве, с которым последовательно работает дальше, в нашем случае творческий хаос, присущий нестабильному характеру коллекционера, внес свои коррективы. В зону нашего внимания попали художники-шестидесятники. Мы стали покупать и выставлять работы группы «Одиннадцать», Арефьевского круга, московских нонконформистов. Чуть позже к ним присоединились и авторы из 1990-х годов, работы Тимура Новикова и Георгия Гурьянова. Как показало время: после всех экономических кризисов такая лабильность только сработала нам на руку. Мы, не имея четких границ и рамок, балансируем и делаем упор на художников, пытаясь соотнести их с экономической ситуацией на рынке. К примеру сегодня наше внимание сфокусировано на ведущих именах ленинградского андеграунда, напечатана полная серия каталогов и проведены выставки всех пятерых художников Арефьевского круга, мы показали Лондону прекрасную графику Михнова-Войтенко, даже отвезли его в Шанхай. Коллекция галереи увеличилась более чем в два раза, сделав владельцев галереи не только коллекционерами, но и опытными кураторами. Незаметно начала расти посещаемость выставок и стали продаваться билеты. У галереи появились постоянные финансовые партнеры, поддерживающие наши выставочные проекты, а все офисные помещения галереи медленно переформатировались в выставочные, в которых сейчас нередкими стали и фотопроекты. Например, фото-выставку Baryshnikov by me посетило более 30 000 человек за месяц, а инсталляции «Лабиринт частной коллекции платков Hermes» более 40 000 человек. В ноябре, в рамках Культурного форума, мы предоставили свою площадку для демонстрации работ знаменитого советского мультипликатора Федора Хитрука, а впереди — выставка советского фарфора.