Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко готовится к премьере оперы "Енуфа" Леоша Яначека
"Енуфа" - произведение исключительной музыкальной и драматической мощи. Тем не менее, к этой опере, чрезвычайно популярной в Европе, в России обращаются редко. Перед театром стоит задача – рассказать зрителю и о самом произведении, и о том, как происходит создание оперного спектакля "Енуфа" в нашем театре. Выпуск оперного спектакля – это сложный, многоэтапный процесс, требующий согласованной работы всех коллективов и служб театра. Встреча с художественным руководителем оперной труппы театра Александром Тителем - редкая возможность пообщаться с режиссером спектакля в разгаре постановочного процесса. О сценическом оформлении спектакля и работе технической команды расскажет художник-постановщик Владимир Арефьев на экскурсии по театральным цехам и отдельной творческой встрече. Понимать музыкальный язык оперы "Енуфа" научит специальный музыкальный интерактив, а лекции перед спектаклями предложат ключ к более глубокому понимаю "Енуфы" и ее предыстории. Из лекций можно будет узнать о работе режиссера-постановщика, художника-постановщика, о создании оперы чешским композитором Леошем Яначеком. Программа О работе режиссера-постановщика 18 февраля в 12:00 в Музыкальной гостиной театра пройдет встреча с режиссером Александром Тителем, который расскажет о работе над этим сложным произведением, требующем от артиста особенного "чувства правды": Александр Титель: "Это правда простой деревенской жизни. Очень мощные страсти и столкновения людей простых, не очень искушенных знаниями, но яростных в своих чувствах. Такие работы, которые надо делать на "чистом сливочном", которые не дают соврать, которые невозможно обмануть плоско-поверхностным знанием материала, а не глубоким его вскапыванием, они очень полезны для труппы. Периодически нужно "чистить контакты", чтобы они не окислились, не заржавели, чтобы ток по ним проходил..." О работе художника-постановщика 15 февраля 2018 года главный художник театра Владимир Арефьев проведет экскурсию по мастерским театра, где идет работа над оформлением "Енуфы". Маршрут экскурсии пройдет через пошивочный цех, склад костюмов, обувной цех, декорационный цех, склад хранения декораций и, конечно, сцену. 24 февраля 2018 года на встрече, которая пройдет в сердце комплекса мастерских театра - декорационном цеху – художник Владимир Арефьев расскажет о художественной идее, которая стоит за напряженной технической работой мастерских театра. О рождении музыки Леоша Яначека – 19 февраля в 19:00 Чешский композитор Леош Яначек создал в операх свой, ни на кого не похожий музыкальный язык. Язык этот очень эмоционален, и его можно воспринимать инстинктивно, доверившись только чувствам. Но если научиться его понимать, освоить основы грамматики, то мир опер Яначека откроется во всем своем богатстве и разнообразии. Тогда станет ясно, почему этого композитора называют величайшим оперным мастером ХХ века. Посетители познакомятся с музыкальной драматургией оперы, смогут узнать, какими средствами Яначек создавал образы своих персонажей, поговорить о роли оркестра и послушать самые важные фрагменты "Енуфы". А также услышат подробный разбор главного метода работы композитора - перевода устной речи в музыку. Слушатели смогут попробовать сами сочинять по его методике, чтобы понять, так ли это легко, как кажется. "Говорим со зрителем" 1 марта и 2 марта пройдут встречи из цикла "Говорим со зрителем" . Общение с культурологами, богемистами призвано дать понимание контекста создания произведения. Все мероприятия проходят при поддержке Чешского культурного центра. Опера "Енуфа" - самая известная опера композитора Леоша Яначека. Либретто написано Г. Прейссовой по сюжету одноименной натуралистической драмы. Первое представление состоялось 21 января 1904 года в Брно. Действие происходит в моравской деревушке XIX века. Опираясь на моравский фольклор, Яначек правдиво и глубоко передал драму крестьянской девушки. В композиции его творческий метод - воссоздание интонаций живой речи. Опера была создана в тяжелый период жизни композитора (болезнь и смерть дочери). Александр Титель – с 1991 года художественный руководитель и главный режиссер оперной труппы Московского академического Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Поставил на сцене МАМТ оперы: "Руслан и Людмила" М.И. Глинки, "Сказка о царе Салтане", "Золотой петушок", "Майская ночь" Н.А. Римского-Корсакова, "Евгений Онегин" и "Пиковая дама" П.И. Чайковского, "Хованщина" М.П. Мусоргского, "Обручение в монастыре", "Война и мир" и "Любовь к трем апельсинам" С.С. Прокофьева, "Севильский цирюльник" Дж. Россини и др. Преподает на факультете музыкального театра Российского института театрального искусства – ГИТИС – профессор. Владимир Арефьев - с 1992 года – главный художник Московского академического Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. С 1994 года – главный художник Московского театра оперетты. Член Союза художников. Действительный член Российской академии художеств. Лауреат премии "Душа танца". Лауреат премии Москвы. По материалам Пресс-службы Театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко