Войти в почту

Поколение солистов XXI века на сцене БЗК

Вся история исполнительства XX-XXI вв. полна примеров того, когда музыканты высочайшего класса, не ограничиваясь исключительно концертной деятельностью, создают оркестры, конкурсы, фестивали, образовательные конгломерации - это уже даже не традиция, а некоторым образом, сущностное явление. И, конечно же, приятно констатировать тот факт, что в этот сонм музыкантов-пассионариев влился и замечательный виолончелист, лауреат Первой премии конкурса им. Чайковского Сергей Антонов. Об уровне этого события говорит не только место его проведения - сцена Большого зала консерватории, но также коллеги и друзья С.Антонова, которые приняли участие в этом цикле концертов - это музыканты, каждый из которых является мастером, имя каждого из них является украшением и афиши и любого концертного зала, это уже сложившееся поколение XXI века. Достаточно просто перечислить имена, чтобы понять, какое созвездие солистов сияло в эти дни на сцене БЗК - Алена Баева, Никита Борисоглебский, Екатерина Мечетина, Валентин Урюпин, Гайк Казазян, Сергей Полтавский, Владислав Лаврик, Михаил Ковальков, Антон Павловский. Нет необходимости упоминать премии и регалии каждого из них - эти имена на слуху, причём не только благодаря их деятельности как концертирующих инструменталистов. Здесь и дирижёрская деятельность, и педагогическая, и общественная, и участие каждого из них в самых разнообразных интереснейших музыкальных проектах. Фото: пресс-служба фестиваля "Зимние грезы" Как и в прошлый раз, важнейшую роль исполнял Концертный оркестр консерватории под управлением его бессменного руководителя Анатолия Левина. Особый шарм фестивалю придало участие во всех трёх концертах в качестве ведущего обаятельного Йосси Тавора, который помог объединить в единое целое не только серию концертов, но и исполнителей, музыку и публику. Особенность фестиваля "Зимние грёзы" - это музыкальные игры друзей, своего рода jam-session первого концерта под названием "Творческие дуэли", когда музыканты меняются ролями, то исполняя роль солиста, то аккомпанируя солисту, руководя оркестром, то исполняя симфоническое произведение - ведь за плечами у них достаточно солидный дирижёрский опыт. Виртуозно выстроенные программы сочетали в себе и такие известные, пусть даже и не так часто исполняемые, как хотелось бы, произведения как Концертная увертюра "Карнавал" А.Дворжака, Скерцо "Ученик чародея" П.Дюка или "Просветлённая ночь" А.Шёнберга в концерте, посвящённом камерной музыке и две мировые премьеры - пьесу для трубы с оркестром "Победитель" А.Пахмутовой и "Карпатские сновидения" для кларнета с оркестром В.Кикты. В третьем, заключительном концерте фестиваля, Алена Баева и Сергей Антонов исполнили Концерт для скрипки и виолончели с оркестром И.Брамса - изумительное произведение, в котором над "конкурентностью", свойственной жанру инструментального концерта, превалирует ансамблевость как категория почти эстетская, и эта сторона двойного концерта была солистами показана, я бы сказал, с наслаждением. Второе отделение было посвящено произведениям С.Рахманинова, но это было сделано столь же нетривиально, как и вся программа фестиваля. Этюд-картины "Море и чайки" и "Ярмарка", сочинения 1917 года, были исполнены в оркестровке Отторино Респиги, и сочетание абсолютно узнаваемого музыкального звучания "фортепианного" С.Рахманинова с совершенно иным, и тоже узнаваемым, лексико-колористическим языком Респиги производит очень странное, глубоко озадачивающее впечатление. Екатерина Мечетина исполнила Первый концерт С.Рахманинова, произведение, которое сам Рахманинов обозначил как опус первый, и в котором уже заключено дальнейшее развитие рахманиновского творчества. В этом исполнении прозвучали свойственные музыке Рахманинова тревожно-ностальгические нотки, для которых, казалось бы, ещё не было оснований в далёком 1890 году, и Екатерине Мечетиной удалось собрать несколько рыхловатый материал фортепианного концерта в цельную и очень органичную конструкцию. Исполненная ею на бис cis-moll’ная прелюдия С. Рахманинова по своему масштабу оказалась соразмерным завершением всего фестиваля, она именно такой и оказалась - начиная с феерической ферматы на последней ноте эпиграфа и кончая удивительными и неожиданными чрезвычайно внимательно "отслушанными" играми тембров внутри самого рояля за счёт интерференции колебаний струн, когда длинный затухающий аккорд не просто становится тише, но при этом ещё и меняет звуковую краску. Что ж, будем ждать Третьего фестиваля "Зимние грёзы" в феврале 2019 года.

Поколение солистов XXI века на сцене БЗК
© Ревизор.ru