Дневники первых жителей райского сада. Премьера в ТЮЗе

Дневник Адама (если бы он его вёл, конечно), дневник Евы – великий сатирик Марк Твен очень точно описал, как по-разному видят и воспринимают одно и то же мужчины и женщины. Даже если они первые люди и ещё не знают, что они Мужчина и Женщина, Адам и Ева. Новый мир Актёры и режиссёры омского ТЮЗа Олег и Лариса Чичко взялись за «Дневники» осенью 2017 года для эскизного показа на фестивале «Новое время». В итоге, как чаще всего бывает с хорошими постановками, эскиз стал полноценным спектаклем, премьера которого состоялась 14 февраля, в День влюблённых; ещё два февральских показа состоятся 16 и 24 февраля. Спектакль идёт на камерной сцене, что вполне логично: мир, который стал только-только появляться, ещё небольшой, Адам и Ева лишь исследуют окружающее пространство и решают, как им дальше жить. Режиссёры назвали спектакль «Дневник Евы» - как любая нормальная женщина, именно она всё время болтает, Адам делится своими чувствами и переживаниями реже. И если Ева восхищается звёздами и хотела бы одну из них сорвать и украсить себе волосы, то Адам поначалу совсем неромантичен – он совершенно не понимает, для чего «это существо» проливает влагу «из углублений, служащих ей для созерцания окружающих предметов». Как сделала бы и современная дама, прародительница всех женщин устраивает из того, что ей отведено, уютный уголок; более того, она ставит указатели (логичный вопрос - для кого?), что тут же вызывает возмущение Адама: «Она изуродовала весь парк какими-то безобразными указательными знаками и чрезвычайно оскорбительными надписями: «К водопаду», «На козий остров», «К пещере ветров». Она говорит, что этот парк можно было бы превратить в очень приличный курорт, если бы подобралась соответствующая публика. Курорт – это ещё одно из её изобретений, какое-то дикое, лишенное всякого смысла слово. Что такое курорт? Но я предпочитаю не спрашивать, она и так одержима манией всё разъяснять». Зато Адам, как настоящий мужчина, создан для того, чтобы руководить. После изгнания из рая Ева объясняет, что теперь им надо работать: «Она говорит, что отныне нам предписано в поте лица своего добывать себе хлеб. Тут она может оказаться полезной. Руководить буду я». Молитва Евы Как мы совершенно по-разному воспринимаем одно и то же – об этом и рассказы Марка Твена, и спектакль, который смотрится на одном дыхании. И в конце жизни они уже без всякой иронии поизносят самые главные слова – о любви. Этот страстный монолог Евы, который на всей земле потом будут называть молитвой – о том, что лучше бы уйти в один день: «Но если один из нас должен уйти первым, пусть это буду я, и об этом тоже моя мольба, – ибо он силён, а я слаба, и я не так необходима ему, как он мне; жизнь без него – для меня не жизнь, как же я буду её влачить? И эта мольба тоже будет вечной и будет возноситься к небу, пока живет на земле род человеческий. Я – первая жена на земле, и в последней жене я повторюсь». Блестяще сказано и блестяще сыграно Софией Федоровской и Михаилом Квезерели, за что ребятам, конечно, большой поклон. А всем омичам – приятного просмотра: пропускать такой спектакль точно не стоит.

Дневники первых жителей райского сада. Премьера в ТЮЗе
© АиФ-Омск