Как художница из Беларуси покорила французов
Могла ли она предположить, что так сложится ее судьба? Родилась в Минске еще в советское время. Мама работала в Райсобесе, отец умер, когда девочке было пять лет, и ее воспитывал отчим, армейский офицер. Еще в школе увлекалась рисованием, что, правда, после не помешало ей отучиться в Государственном экономическом университете. Но живопись, желание художественного поиска привели Елену в минский центр декоративно-прикладного искусства. "У нас были прекрасные педагоги, и им я обязана четко поставленным графическим рисунком", - вспоминает художница. Остальное добирала уже позже, когда переехала во Францию, в Высшей национальной школе изящных искусств Парижа. Как это произошло? Восемь лет назад на отдыхе в Хорватии познакомилась со своим будущим мужем, и эта встреча изменила ее жизнь. Спустя год вместе с сыном от первого брака оказалась в небольшом уютном городке Эрбле, что рядом с французской столицей. Рождение второго ребенка и непроходящая тяга к палитре, краскам, которым отдавала все высвободившееся от насущных забот время. Так появилась серия работ, посвященных знаменитым "Русским сезонам" в Париже, организованным выдающимся антрепренером Сергеем Дягилевым. Эти полотна неоднократно демонстрировались на многочисленных вернисаж как во французской столице, так и за ее пределами. В 2016 году в рамках памятных дат ЮНЕСКО по случаю 150-летия со дня рождения Леона (он же Лев) Бакста, художника и сценографа дягилевских спектаклей 11 картин из этой серии, в том числе "Белый лебедь", "Портрет Балерины", "Поцелуй красной бабочки", "Тамара", были выставлены в Минске в Большом театре Беларуси. На мой вопрос, как можно охарактеризовать артистическую манеру, которой она отдает предпочтение, Елена ответила, что, скорее всего это некий "микст", сплав разных стилей. - Мои вкусы постоянно меняются, - делится со мной Елена. - Начала с импрессионистов, далее попала под влияние классической художественной школы, итальянского Возрождения. Побывав в Испании в музеях Фигераса и Кадакеса, вдохновилась сюрреалистическими фантазиями Сальвадора Дали. А вот сейчас увлеклась экспрессионизмом. И избалованные французские любители живописи оценили творческий поиск минчанки. Ее персональные выставки с успехом прошли в парижских галереях "Artmonti", "Vert Galant", "Everats", на большой Ярмарке современного искусства (GMAC). Она постоянный участник престижных парижских "Осенних салонов", которые ныне проходят на Елисейских полях. Более того, Елена была принята в ассоциацию организаторов этого салона, где в свое время выставлялись Сезанн, Ренуар, Рерих, Сутин. Вот тут-то проявились организаторские способности энергичной, деятельной художницы. Дело в том, что Елена никогда не теряла связь с родными, друзьями и коллегами на Родине. Поставив перед собой задачу распахнуть двери "Осеннего салона" для талантливых белорусских живописцев, она с блеском ее реализовала, в чем ей, отметим, оказали всяческое содействие Посольство Беларуси во Франции, с которым у нее давно сложились самые теплые и дружеские отношения. В октябре прошлого года в этом могли убедиться десятки тысяч столичных жителей, посетившие выставочные шатры салона, что выстроились вдоль самой красивой авеню мира. В одном из них расположились десять белорусских художников, а по соседству, кстати, россияне - выпускники разных лет питерского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. Работы "союзных" мастеров получили высокую оценку посетителей, а организаторы салона не скрывали своего желания увидеть их и в будущем году. Надо отметить, что идея подобных "осенних салонов", о чем поведала Елена, в свое время дала щедрые всходы в Минске, где они стали регулярно проводиться. По ее словам, в результате белорусская творческая молодежь "получила прекрасную возможность показать, на что она способна". Но и это еще не все. С легкой руки минчанки белорусские таланты получили доступ и к ряду других выставок во Франции. А вот в середине февраля вместе с Владимиром Товстиком, Григорием Ситницей, Алесей Скоробогатовой и другими художниками, приехавшими из Беларуси, она приняла участие в престижном парижском салоне современного искусства - "Арт Капиталь", который ежегодно проходит в дворце Гран-Пале в центре Парижа. Этот проект стал возможен благодаря поддержки посла Беларуси во Франции Павла Латушко, Минкульта Беларуси, ассоциации "Диалог: Франция-Беларусь" во главе с известным оперным певцом Аркадием Володосем. И еще об одной франко-белорусской программе рассказала Елена. Группа французских фотографов в прошлом и позапрошлом годах совершили тур по достопримечательным местам Беларуси. - Получились прекрасные, высокохудожественные фотографии для совместной выставки и для книги о Беларуси, - уточнила Елена, - которые, насколько мне известно, будут посвящены 25-летию установления дипломатических отношений между Беларусью и Францией.