Кипелов: «Мне понравилось, как в детском «Голосе» спели «Улицу Роз»
Легенды русского тяжелого рока редко радуют поклонников новым материалом – пластинку «Звезды и кресты» фанаты ждали шесть лет. Помимо композиций из последнего альбома на концерте в Воронеже прозвучал и вечный «Беспечный ангел», и «Я свободен», а новую песню «Косово поле» музыканты посвятили Герою России, воронежскому летчику Роману Филипову, погибшему в Сирии. Перед выступлением Валерий Кипелов рассказал «АиФ-Черноземье» о том, почему «Улицу Роз» лучше не исполнять детям, почему группа вряд ли когда-нибудь представит собственную рок-оперу и чем ему понравился фильм «Движение вверх». «Хэви-металл – очень консервативный жанр» Валерий Кипелов: Мне часто задают вопрос, почему некоторые артисты выпускают альбомы раз в год, а вы – раз в шесть лет. Это обусловлено тем, что мы очень тщательно подходим к музыке и текстам. Одна из баллад, которая вошла в этот альбом, - «Ледяной дождь» - предназначалась еще для прошлой пластинки. Музыка была записана еще в 2011 году. Но мы с Маргаритой Пушкиной (автором песен группы «Кипелов» - ред.) очень долго не могли прийти к соглашению по поводу текста. А к песне «Косово поле» сначала был написан текст. Такое редко бывает, чтобы мы на текст писали музыку. Тогда был пик моего увлечения казачьей музыкой. Есть в альбоме нотки блюза – это была идея моего сына. Он наиграл на фортепиано пьеску, которую тогда сочинял. Мне понравилось, и я предложил что-нибудь с ней сделать. Так родилась песня «Жажда невозможного». - Вы уже много лет работаете с Маргаритой Пушкиной. Бывает ли такое, что какие-то ее тексты не подходят? - Обычно сначала мы пишем музыку. Я напеваю ей «рыбу», а Рита на нее уже пишет текст. А в последнее время она пошла по другому пути и начала сначала предлагать тексты. Рита любит читать мне тексты по телефону. Она делает это так проникновенно! Бывает, что написан очень красивый текст, но начинаешь вникать и понимаешь, что из него очень сложно сделать песню. Чтобы завернуть ее текст, надо быть дипломатом. - В Сети можно натолкнуться на негативные отзывы о вашем последнем альбоме. Как вы к ним относитесь? - Я почти никогда не читаю рецензий в интернете. Я очень далек от этого, не так давно освоил планшет и смотрю на нем видео в YouTube. Я хорошо отношусь к обоснованной критике. Но есть те, кто в жизни не написал ни одной ноты и берутся критиковать стихи, темы наших песен, аранжировки. Мы сами – самые большие критики своего творчества. Мы понимаем, в каких рамках мы работаем. Иногда мы выходим за эти флажки, но хэви-металл – очень консервативный стиль, и тяжело из него выйти. - А в какую сторону вам хотелось бы выйти? - В разные. В свое время мы сыграли по-своему замечательное произведение Безе «Ария Надира» из оперы «Ловцы жемчуга». Я считаю, что мы сделали это здорово. Даже Дэвид Гилмор играл эту арию в рок-обработке. Не люблю хвалиться, но считаю, что наша версия получилась самой удачной. Это выход за рамки того, чем мы обычно занимаемся. - Вам никогда не хотелось сделать рок-оперу? Валерий Кипелов: Маргарита Пушкина как раз этим занимается. Я участвовал в записи песен по ее просьбе. Один раз спел арии из русской версии мюзикла «Иисус Христос Суперзвезда», но это было разовое явление. Меня просто уговорили в этом поучаствовать. Есть артисты, которым это ближе, чем мне. И потом нужна идея, надо собирать массу музыкантов. Я больше люблю работать в своей группе. Надо понимать, способен ли ты сделать это интересно. Алексей Харьков: Можно привести в пример Judas Priest. Они попытались сделать альбом «Нострадамус», близкий к опере. На мой взгляд, этот эксперимент провалился. Сейчас они выпустили альбом классического хэви-металла, и получилось гораздо интереснее. Мы привыкли работать с песнями, у нас это лучше получается. Кипелов: Надо быть суперкомпозитором, чтобы решится на такую большую форму. «Движение вверх» посмотрел два раза - Сейчас модно записывать альбомы на виниле. Вы увлекаетесь такой музыкой? Алексей Харьков: Народ так любит винил, потому что современные тенденции звучания заключаются в том, чтобы было громче, мощнее, чем у других. Из-за этого стираются нюансы. Винил не позволяет себе быть громким, его нужно тихо воспроизводить. Для этого делаются специальные мастеринги, которые приближены к натуральному звучанию. Те, кто хотят более тонких впечатлений от прослушивания музыки, переходят на винил или скачивают оцифровки. Любую музыку можно слушать на виниле. Но лучше, когда она специально для этого создана. Кипелов: Да, сейчас опять вернулась мода винила. Такая музыка звучит по-другому, у нее совсем другая динамика, в ней возникают вторые и даже третьи планы. Но я не располагаю таким количеством времени, чтобы слушать винил. Это надо сесть, расслабиться, задуматься. Я лучше пойду с внучками на «ватрушках» покатаюсь. - А какую музыку, кроме своей, вы вообще слушаете? - Свою музыку мы слушаем, когда репетируем или записываем ее. Когда возвращаешься к уже записанному альбому, всегда замечаешь какие-то огрехи. Сейчас я слушаю замечательного певца и гармониста Юрия Щербакова. Он пел у Никиты Михалкова в фильме «Цитадель». Он настоящий казак. До этого я очень увлекался Евгенией Смольяниновой. Она поет духовную музыку, народные песни. Такую музыку я слушаю. А с утра, когда делаю зарядку, включаю радио «Вера». Там звучит и духовная музыка, и песни наших музыкантов – все с религиозным оттенком. - А нравится ли вам, когда поют ваши песни. Недавно в детском «Голосе» мальчик спел «Улицу Роз». - Мне понравился мальчик. Мы тут же созвонились с Маргаритой Пушкиной. Она связалась в соцсети с ним. Он живет недалеко от Москвы. Мы даже обсуждали, не пригласить ли его на юбилейный концерт. Но повторяться не хочется. Мы уже выступали с Данилой Плужниковым (победителем проекта «Голос. Дети – 3» - ред.) на «Нашествии», потом в Сочи спели «Я свободен». Не всегда хорошо получается, когда дети берут «Штиль» или «Улицу Роз». Песня «Улица Роз» посвящена подруге Бодлера. Кто-то думал, что она о Жане Печерской или даже Агузаровой, но на самом деле она о той девушке, ради которой Бодлер жил и трудился. Когда дети берут такие песни, они же не знают этой предыстории. Но все равно получается интересно. Когда Данила пел «Я свободен», это было его личное прочтение. - Правда ли, что у вас в коллективе очень жесткая дисциплина? - Мы занимаемся серьезным делом, и отношение должно быть серьезное. Лучше жить по железному правилу - мы не приемлем наркотиков и спиртных напитков. Я не потребляю алкоголь 23 года, курить бросил семь лет назад. А дисциплина в коллективе – очень хорошее качество. И жены артистов мне очень благодарны. - С репетициями и гастролями удается ли вам культурно отдыхать – ходить в кино или в театр? - Стараемся выбираться. Замечательный фильм «Движение вверх» я посмотрел два раза в кино. Больно мне понравился! Почувствовал неистребимый русский дух. Я сам смотрел этот замечательный матч 1972 года. Я помню все эти детали, всех баскетболистов. Мне было очень интересно посмотреть, как это было интерпретировано. Я знаю, что жены игроков были недовольны, и фамилия тренера была изменена с Кондрашина на Гаранжина. Это детали. Сама идея важна. Я видел, как горели глаза у внучки, когда она меня расспрашивала потом о тех трех секундах. Я видел, как люди после фильма встают и начинают аплодировать. Это дорогого стоит.