В московской галерее "Эрмитаж" покажет ар-деко

В московской галерее "Эрмитаж" (ул.Петровка, 20\1) открылась выставка "Постконструктивизм, или рождение советского ар-деко: Париж-Нью-Йорк-Москва".

В московской галерее "Эрмитаж" покажет ар-деко
© Вечерняя Москва

В общепринятой у искусствоведов концепции считается, что в СССР после революции был конструктивизм, а потом его сменил сталинский ампир. Однако кураторы и составители выставки Кристина Краснянская и Александра Селиванова с этим категорически не согласны и показывают москвичам вещественные доказательства: предметы мебели, эскизы и другие предметы искусства, выполненные в стиле ар-деко в Советском Союзе с 1928 по 1937 годы.

- Типичный пример ар-деко - это великолепные станции московского метро, - уверена Александра Селиванова. - На станциях "Маяковская" и "Кропоткинская" и близко нет никакого имперского стиля, свойственного сталинскому ампиру.

Глядя на прекрасные музейные экспонаты: работы скульптора Дейнеки, фотографа и живописца Родченко, на эскизы станций метро (они любезно предоставлены Музеем архитектуры) и одежду (экспонаты предоставлены частными коллекционерами и музеем им. Бахрушина) - становится ясно, что официальная история советского искусства имеет пробелы. Их-то и стремятся восполнить устроители выставки.

-  Мы проводим параллели между произведениями советского ар-деко и нью-йорксими небоскребами, французскими интерьерами, авторской мебелью и дизайнерским стеклом, - рассказала ВМ Кристина Краснянская. - Я очень рада представить москвичам и гостям столицы этот мало изученный специалистами социалистический вариант стиля ар-деко. Особый интерес могут вызвать и предметы мебели: специально разработанное кресло для бани, стул для интерьеров "Дома на набережной", работы русских художником-эмигрантов во Франции. Глядя на все это, понимаешь, что российские и советские художники до 1937 года творили и создавали вполне конкурентоспособные и красивые вещи, лишенные пропагандисткой задачи. Это просто очень красивые и удобные вещи. 

Наибольший интерес, на взгляд корреспондента ВМ, представляют выполненные архитекторами проекты станций московского метро. Огромные (более полутора метров в длину) рисунки станций "Сокольники", "Кропоткинская", "Красные ворота", "Библиотека имени Ленина" дают еще более полное представление о том, какой грандиозный замысел был у архитекторов и как удачно он был воплощен в жизнь: московское метро признано самым красивым метро в мире.

Известный советский архитекторы Дмитрий Чечулин писал о метро: "Сама обстановка на станциях не допускала расхлябанности, недисциплинированности, нечистоплотности. Идеальный порядок в подземных залах, выложенных шлифованным кафелем, заливающий станции метро свет, фарфоровые с чугунным основанием урны, - все это привело к рождению чистоты и строго порядка, этой основы бытовой культуры".  

СПРАВКА

Ар-деко́ (art déco, досл. «декоративное искусство»)— влиятельное течение в изобразительном и декоративном искусстве первой половины XX века, которое впервые появилось во Франции в 1920-х годах, а затем стало популярно в 1930-1940-е годы в международном масштабе, проявившееся в основном в архитектуре, моде и живописи. Это эклектичный стиль, представляющий собой синтез модернизма и неоклассицизма. На стиль ар-деко также значительное влияние оказали такие художественные направления, как кубизм, конструктивизм и футуризм. Отличительные черты — строгая закономерность, смелые геометрические формы, этнические геометрические узоры, оформление в полутонах, отсутствие ярких цветов в оформлении.