Войти в почту

Михаил Горевой: «Мы видим массу примеров того, как талантливые люди разбазарили свой дар на мишуру»

Артист театра и кино Михаил Горевой порадовал публику новой ролью. Это Фамусов в спектакле Павла Сафонова «Горе от ума» на сцене Театра на Малой Бронной. Наша беседа происходит в гримерке знаменитого Соломона Михоэлса. К выходу на сцену здесь готовился и Лев Дуров, прослуживший в театре более 40 лет. Горевой – приглашенный артист. В отличие от своего героя, Фамусова, он «никому не служит», для него важно оставаться свободным. - Михаил, я пришла к вам поспорить. Спектакль «Горе от ума» не вызвал во мне восторженных чувств, хотя вы играете хорошо. Но в целом, современная версия комедии Грибоедова показалась мне неудачной. - Имеете право на собственное мнение, как и любой зритель. - Замечу, я слишком трепетно отношусь к этому произведению Грибоедова и не приемлю издевательств над главным героем – Чацким. Не приемлю как постановку Римаса Туминаса в театре «Современник», хотя она идет уже более 10 лет, так новую версию Павла Сафонова. - На мой взгляд, у Туминаса русофобская история, и мне она тоже не близка. Так что же вас возмутило в нашем спектакле? - Все это выдумки, фантазии. Сегодня нет ни той Москвы, ни Фамусова, ни Чацкого. И люди так не говорят, как в комедии, и ведут себя по-другому. - Мой Фамусов – узнаваем, как дорвавшийся до власти чинуша. При деньгах, при почете. О чем хотелось поговорить в этой роли? О том, что прошло 200 лет, но по сути ничего не меняется - только обостряется. Да, жизнь в Москве стала более жесткой, циничной. Поменялись фасоны костюмов, интерьеры, а люди, проблемы – те же. Техника стала служить человеку. Мой герой Фамусов может заткнуть наушниками уши, чтобы не слышать Чацкого, а в остальном – все по-прежнему. - Фамусов грозится отправить Софью «в глушь, в Саратов». Судя по героине в вашем спектакле - избалованной, высокомерной дочери богатого папаши, провинция пойдет ей на пользу. Вопрос ребром: Москва портит людей? - На мой взгляд, Москва, как Нью-Йорк, Лондон – марсианский город. Неспроста ее называют «Третьим Римом». В ней можно найти все, что угодно. Да, Москва слезам не верит, причем давно. Как любой мегаполис, она может высосать из человека все соки и выбросить. Но может дать тот самый единственный шанс и удачу. В Школу-студию МХАТ, которую я окончил, поступали люди из разных городов России. Например, мой однокурсник, приехавший из казачьей станицы, стал знаменитым артистом. Все зависит от того, есть ли у человека внутренний стержень, способность существовать в условиях высокой конкуренции и умение распознавать знаки судьбы. Каждый сам выбирает, кем ему быть: первым парнем на деревне или попробовать заявить о себе в городе. Мне выпал счастливый билет – учиться в Школе-студии МХАТ, работать с выдающимися режиссерами, включая зарубежных, – и я его использовал, за что очень благодарен судьбе. - Разве есть в современной Москве Чацкие? Где они? Каким вы его представляете сегодня? - Среди митингующих на площадях и улицах Москвы немало Чацких. Есть они и среди тех, кто уехал из России. Чем вам Павел Дуров, создавший одну из социальных сетей, не Чацкий? - Сама постановка «Горе от ума» не кажется ли вам абсурдной? С умом можно выдержать любые испытания. - Кому много дано – с того много спросится, и я это вижу даже на своем примере. - Знаю, когда вы учились в Школе-студии МХАТ, вас пытались сломать, сделать покорным. Ведь актеров с характером не очень-то любят? - Советский Союз – это школа, замешанная на лжи, подобострастии, на людских пороках и слабостях. К счастью, я не был членом никаких союзов и организаций. Актер – он вне политики. Меня даже из комсомола выгнали. Да, я ни перед кем не заискивал, не прогибался. Я актер, мне нужна сцена, а не баррикады. Ко мне не приходили из спецслужб, не вербовали, не заставляли стучать на других. «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь» - верные слова говорит Лиза в комедии «Горе от ума». У меня все есть для счастья: свой театр, ученики, интересные роли в кино. Я записываю аудиокниги с классикой, поэзией. Записал роман Пушкина «Евгений Онегин». - Интересно ваше мнение об Онегине. Какой он человек? Он друга убил. Для вас он герой? - Конечно, герой. Как-то задался вопросом: стали бы дружить между собой Чацкий, Онегин и Печорин? Думаю, что это возможно. Не важно, герои они или нет. Главное, что очень живые люди, со своими страстями и заблуждениями. Все этих героев мне интересно исследовать, оживлять. - Фамусов – антипод Чацкого? - Это зависит от решения режиссера. Задача актера – предъявить живого человека, заставить сострадать, «ударить» в зрителя энергией, смыслами. Мой герой – рогоносец: жена ему изменяла. И дочка в маму. Для него это удар. - Михаил, вы снимались у самого Спилберга. Как вам удалось покорить Америку? Говорят, поступило предложение играть с Антонио Бандерасом. - Судьба всегда предоставит шанс человеку, если он талантлив, и я не исключение. Большое счастье работать с людьми просветленными и влюбленными в свое дело, это большая удача. Если вы действительно горите своим делом, вас обязательно заметят. Вы спрашиваете, как удалось покорить Америку? Возможно, кто-то считает, что покорил, для кого-то – я в начале пути, все относительно. Вас ждет еще много сюрпризов. Всему свое время. - Нужны ли Голливуду таланты? Говорят, что гении уже и не рождаются. - Только таланты и нужны. Когда я снимался у Спилберга в фильме «Шпионский мост», мы много беседовали об этом, пока бродили по мосту. - Как вы относитесь к скандалу с продюсером Харви Вайнштейном? - Это невиданный парад лицемерия – с лютым враньем. - Зачем вам играть в театре, если вы так востребованы в Голливуде. Ведь гонорары несопоставимы? - Кроме того, чтобы получать гонорары, я должен накормить «дракона», который живет внутри меня. Он постоянно хочет есть. Этот дракон – мой талант. Из Америки я вернулся очень быстро именно потому, что не могу не играть на сцене. Театр – это особенный мир. В зале сидят живые люди, происходит взаимообмен энергией. И мой дракон сразу получает пищу. Но чтобы получить, необходимо отдать себя всего – по-настоящему, до конца. Что артист отдает, то и получает взамен. Если халтуришь – «добавку» не получишь. - Как давно вы поняли, что внутри вас живет дракон - актерский талант? - В 14 лет. Мой отец – военный, и он хотел, чтобы я пошел по его стопам. Но уже в этом возрасте я попал в театр и заразился сценой. Сейчас вижу логику во всем, что происходило в моей жизни. Все было направлено на то, чтобы я исполнил свое предназначение. Оно заключается в том, чтобы играть. Я занимаюсь тем, для чего меня «скроили» и бросили в нашу жизнь. Талант – не твое имущество. Талант и дается человеку свыше, и забирается. Мы видим массу примеров того, как талантливые люди разбазарили свой дар на мишуру и стали похожи на пирожки без начинки. ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Ни горя, ни ума, ни любви – неудачный эксперимент в театре на Малой Бронной Кандидаты в президенты - персонажи «Горя от ума»

Михаил Горевой: «Мы видим массу примеров того, как талантливые люди разбазарили свой дар на мишуру»
© Вечерняя Москва