Михаил Горевой: «Мы видим массу примеров того, как талантливые люди разбазарили свой дар на мишуру» 

Михаил Горевой: «Мы видим массу примеров того, как талантливые люди разбазарили свой дар на мишуру»
Фото: Вечерняя Москва
Артист театра и кино Михаил Горевой порадовал публику новой ролью. Это Фамусов в спектакле «Горе от ума» на сцене Театра на Малой Бронной. Наша беседа происходит в гримерке знаменитого . К выходу на сцену здесь готовился и , прослуживший в театре более 40 лет.
Горевой — приглашенный артист. В отличие от своего героя, Фамусова, он «никому не служит», для него важно оставаться свободным.
— Михаил, я пришла к вам поспорить. Спектакль «Горе от ума» не вызвал во мне восторженных чувств, хотя вы играете хорошо. Но в целом, современная версия комедии Грибоедова показалась мне неудачной.
— Имеете право на собственное мнение, как и любой зритель.
— Замечу, я слишком трепетно отношусь к этому произведению Грибоедова и не приемлю издевательств над главным героем — Чацким. Не приемлю как постановку в театре «Современник», хотя она идет уже более 10 лет, так новую версию Павла Сафонова.
— На мой взгляд, у Туминаса русофобская история, и мне она тоже не близка. Так что же вас возмутило в нашем спектакле?
— Все это выдумки, фантазии. Сегодня нет ни той Москвы, ни Фамусова, ни Чацкого. И люди так не говорят, как в комедии, и ведут себя по-другому.
— Мой Фамусов — узнаваем, как дорвавшийся до власти чинуша. При деньгах, при почете. О чем хотелось поговорить в этой роли? О том, что прошло 200 лет, но по сути ничего не меняется — только обостряется. Да, жизнь в Москве стала более жесткой, циничной. Поменялись фасоны костюмов, интерьеры, а люди, проблемы — те же. Техника стала служить человеку. Мой герой Фамусов может заткнуть наушниками уши, чтобы не слышать Чацкого, а в остальном — все по-прежнему.
— Фамусов грозится отправить Софью «в глушь, в Саратов». Судя по героине в вашем спектакле — избалованной, высокомерной дочери богатого папаши, провинция пойдет ей на пользу. Вопрос ребром: Москва портит людей?
— На мой взгляд, Москва, как Нью-Йорк, Лондон — марсианский город. Неспроста ее называют «Третьим Римом». В ней можно найти все, что угодно. Да, Москва слезам не верит, причем давно. Как любой мегаполис, она может высосать из человека все соки и выбросить. Но может дать тот самый единственный шанс и удачу. В Школу-студию МХАТ, которую я окончил, поступали люди из разных городов России. Например, мой однокурсник, приехавший из казачьей станицы, стал знаменитым артистом. Все зависит от того, есть ли у человека внутренний стержень, способность существовать в условиях высокой конкуренции и умение распознавать знаки судьбы. Каждый сам выбирает, кем ему быть: первым парнем на деревне или попробовать заявить о себе в городе. Мне выпал счастливый билет — учиться в Школе-студии МХАТ, работать с выдающимися режиссерами, включая зарубежных, — и я его использовал, за что очень благодарен судьбе.
— Разве есть в современной Москве Чацкие? Где они? Каким вы его представляете сегодня?
— Среди митингующих на площадях и улицах Москвы немало Чацких. Есть они и среди тех, кто уехал из России. Чем вам , создавший одну из социальных сетей, не Чацкий?
— Сама постановка «Горе от ума» не кажется ли вам абсурдной? С умом можно выдержать любые испытания.
— Кому много дано — с того много спросится, и я это вижу даже на своем примере.
— Знаю, когда вы учились в Школе-студии МХАТ, вас пытались сломать, сделать покорным. Ведь актеров с характером не очень-то любят?
— Советский Союз — это школа, замешанная на лжи, подобострастии, на людских пороках и слабостях. К счастью, я не был членом никаких союзов и организаций. Актер — он вне политики. Меня даже из комсомола выгнали. Да, я ни перед кем не заискивал, не прогибался. Я актер, мне нужна сцена, а не баррикады. Ко мне не приходили из спецслужб, не вербовали, не заставляли стучать на других. «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь» — верные слова говорит Лиза в комедии «Горе от ума». У меня все есть для счастья: свой театр, ученики, интересные роли в кино. Я записываю аудиокниги с классикой, поэзией. Записал роман Пушкина «».
— Интересно ваше мнение об Онегине. Какой он человек? Он друга убил. Для вас он герой?
— Конечно, герой. Как-то задался вопросом: стали бы дружить между собой Чацкий, Онегин и Печорин? Думаю, что это возможно. Не важно, герои они или нет. Главное, что очень живые люди, со своими страстями и заблуждениями. Все этих героев мне интересно исследовать, оживлять.
— Фамусов — антипод Чацкого?
— Это зависит от решения режиссера. Задача актера — предъявить живого человека, заставить сострадать, «ударить» в зрителя энергией, смыслами. Мой герой — рогоносец: жена ему изменяла. И дочка в маму. Для него это удар.
— Михаил, вы снимались у самого Спилберга. Как вам удалось покорить Америку? Говорят, поступило предложение играть с .
— Судьба всегда предоставит шанс человеку, если он талантлив, и я не исключение. Большое счастье работать с людьми просветленными и влюбленными в свое дело, это большая удача. Если вы действительно горите своим делом, вас обязательно заметят. Вы спрашиваете, как удалось покорить Америку? Возможно, кто-то считает, что покорил, для кого-то — я в начале пути, все относительно. Вас ждет еще много сюрпризов. Всему свое время.
— Нужны ли Голливуду таланты? Говорят, что гении уже и не рождаются.
— Только таланты и нужны. Когда я снимался у Спилберга в фильме «Шпионский мост», мы много беседовали об этом, пока бродили по мосту.
— Как вы относитесь к скандалу с продюсером ?
— Это невиданный парад лицемерия — с лютым враньем.
— Зачем вам играть в театре, если вы так востребованы в Голливуде. Ведь гонорары несопоставимы?
— Кроме того, чтобы получать гонорары, я должен накормить «дракона», который живет внутри меня. Он постоянно хочет есть. Этот дракон — мой талант. Из Америки я вернулся очень быстро именно потому, что не могу не играть на сцене. Театр — это особенный мир. В зале сидят живые люди, происходит взаимообмен энергией. И мой дракон сразу получает пищу. Но чтобы получить, необходимо отдать себя всего — по-настоящему, до конца. Что артист отдает, то и получает взамен. Если халтуришь — «добавку» не получишь.
— Как давно вы поняли, что внутри вас живет дракон — актерский талант?
— В 14 лет. Мой отец — военный, и он хотел, чтобы я пошел по его стопам. Но уже в этом возрасте я попал в театр и заразился сценой. Сейчас вижу логику во всем, что происходило в моей жизни. Все было направлено на то, чтобы я исполнил свое предназначение. Оно заключается в том, чтобы играть. Я занимаюсь тем, для чего меня «скроили» и бросили в нашу жизнь. Талант — не твое имущество. Талант и дается человеку свыше, и забирается. Мы видим массу примеров того, как талантливые люди разбазарили свой дар на мишуру и стали похожи на пирожки без начинки.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Ни горя, ни ума, ни любви — неудачный эксперимент в театре на Малой Бронной
Кандидаты в президенты — персонажи «Горя от ума»
Видео дня. Как и почему разговаривают попугаи
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео