"Опера Априори": сюрпризы со звездами
Конечно, дорогу облегчают известные имена талантливых музыкантов, указанные в афише.
Пианист Лукас Генюшас – обладатель двенадцати наград на международных конкурсах и ярко выраженного индивидуального стиля. Кларнетист Игорь Федоров концертирует по миру с 13 лет и имеет репутацию вдумчивого и тонкого виртуоза.
Дирижеру Максиму Емельянычеву всего 29, что для его профессии совсем юный возраст. Но он уже руководит камерным оркестром в Европе, выступает вместе с Франко Фаджоли и Джойс ди Донато, а его диски получают международные награды. Выступление таких артистов — гарантия высокого качества. Плюс оркестр и хор Музыкального театра.
У участников вечера, от солистов до хористов, в этот вечер случилась премьера: все исполненные произведения специально учили к концерту. Игорь Фёдоров.
На концерте по залу бродила шутка с долей шутки: это вечер женских страданий. И правда. Название концертной арии Бетховена для сопрано и оркестра "Ah! Perfido, spergiuro" ("Ах, вероломный обманщик") говорит само за себя. Драматическая кантата (монодрама) Мейербера "Любовные муки Теолинды" тоже в разъяснении содержания не нуждается. Лишь бетховенская Фантазия до минор для фортепиано, оркестра и хора, если и посвящена любви, то любви к искусству.
Ария, спетая солисткой Музыкального театра Натальей Мурадымовой, впервые была исполнена в 1808 году. В ней находят влияние Моцарта, но бетховенское "напряжение на грани" тут явственно слышно. И если поешь о смерти от ужаса разлуки и мести за поруганное чувство, без переменчивой душевной бури не обойтись. Другое дело, как эта буря выражена. Мощь голоса Мурадымовой была сознательно принесена в художественную жертву: дирижер прочел эту музыку как сугубо камерную, даже интимную, несмотря на большой оркестр, который тоже звук не форсировал. Кажется, задача Емельянычева, специалиста по исторически-информированному исполнительству – придать современному оркестру привкус стилистически адекватного старинного изящества. Наталья Мурадымова и Максим Емельянычев. Фото: ©Ира Полярная "Хоральная" Фантазия начинается с фортепианного соло, и Лукас Генюшас шутил, что он в бетховенской музыке "на разогреве". Как рассказал пианист на брифинге, эта вещь своеобразна по конфигурации. "Главная роль" рояля заканчивается через 4 минуты после начала, но за время прелюдии, где до-минор сменяется до-мажором, проводятся основные музыкальные темы. Так выразился гений Бетховена-импровизатора (пианист подчеркнул, что его каденции следуют за композитором и не допускают отсебятины). Рояль как бы готовит слушателей к хору, где кристаллизуется звуковая идея. Генюшас сыграл точно и вдохновенно, как будто сам на наших глазах импровизировал.
Публика с удовольствием узнавала в музыке темы финала будущей Девятой симфонии. А Емельянычев заставил оркестр и хор следить за качеством музыкальной выделки, без псевдо-глобальности и излишнего "бетховенского" напора, что было наверно, непросто, тем более за отведенные для репетиций четыре дня. Лукас Генюшас за фортепиано.
Молодой Мейербер (еще не знаменитый по всей Европе автор модных опер) написал "Любовные муки Теолинды" в один год с первым исполнением "Севильского цирюльника" Россини, и каждый без труда услышит в "Теолинде" мотивы арии Розины.
Кантата Мейрбера рассказывает о драме некой девицы, считающей, что она без памяти влюблена в пастуха. Однако женская страсть не находит ответа. Только кларнет отвечает рыданиям и вздохам, да хор пастухов радуется собственной безмятежности — и периодически сочувствует.
Российской премьере произведения мы обязаны Игорю Федорову. Одержимость расширением репертуара заставляет музыканта искать в библиотеках забытые партитуры.
Музыка Мейербера полюбилась Федорову за то, что кларнет здесь активно солирует, наравне с колоратурным сопрано. Мало того, голос и инструмент любопытно соревнуются в показе душевной неустроенности. На первом этапе возникла проблема с нотами: их трудно было найти. Оригиналом владеет итальянское издательство "Рикорди", с которым в итоге все же удалось договориться.
Оставалось найти подходящее сопрано для сложной вокальной партии, сочетающей признаки пасторали и плача. В итоге о любовных страданиях Теолинды (уместно кокетничая итальянской колоратурой и демонстрируя гибкое "сладкозвучие") спела Надежда Кучер, бывшая солистка Пермской оперы, обладатель титула "Певица мира" международного конкурса ВВС в Кардиффе, ныне – европейский "свободный художник", чьи выступления расписаны на три года вперед. А Федоров играл с травмой двух пальцев правой руки, но так блестяще, что никто в зале никаких проблем не заметил. Надежда Кучер.
Впереди еще три фестивальных концерта: вечер французского барокко в исполнении меццо-сопрано Стефани д`Устрак и оркестра "Musica viva"; программа американской музыки в исполнении баритона Томаса Хэмпсона; и выступление контратенора Макса Эммануэля Ченчича с ариями из опер Николо Порпоры.