В Московском художественном театре представили «Щепку»
МХТ им. А. П. Чехова в рамках проекта «Режиссерская лаборатория» представил «Щепку» — работу молодого, но уже известного постановщика Данила Чащина. Режиссер Данил Чащин объединил в своем новом спектакле повесть «Щепка», написанную в 1923 году Владимиром Зазубриным, и пьесу современного автора «Говорит Москва» Юлии Поспеловой. Так по воле постановщика на сцене звучат истории вершителя красного террора, а потом и его жертвы — комиссара ГубЧК Срубова и столичной школьницы, умной и доброй девочки — дочери Сталина. Рассказ о ее детстве и юности своим неповторимым глубоким голосом читает народная артистка РФ Наталья Тенякова. Это история о том, что революция не пожалела никого. Хотя дочери вождя и удалось выжить и умереть своей смертью на чужбине, но она, впрочем, как и комиссар губернской чрезвычайной комиссии Срубов, пережила страшное: и потерю друзей и близких, и предательство. И узнала, каким бывает наказание за любовь. Девочка не убивала невинных людей, как это делал комиссар, но она слышала, как отец по телефону давал распоряжение о ликвидации режиссера Михоэлса, как выносил приговор ее первой любви, писателю Каплеру, объявив его английским шпионом. Девочка обожала своего отца, считала его лучшим. И вот поняла: он — главный палач. А о самоубийстве своей матери, не выдержавшей жизни со зверем, она узнала из иностранного журнала. Хотя до этого верила, что та умерла от аппендицита. Артист Дмитрий Куличков телеграфным слогом рассказывает историю Срубова, написанную Владимиром Зазубриным — во многом автобиографическую. Кстати, после выхода повести «Щепка» произведение назвали «пасквилем на революцию», и в 1937 году писатель был расстрелян. И вот через сто лет после Октябрьской революции зритель в зале задается вопросом: «Зачем такие жертвы, во имя чего?» Ответить на вопрос сложно, многого не знаем, но то, о чем рассказывает участник красного террора в спектакле, не укладывается в голове. Октябрьская революция во многом была экспериментом по созданию нового общества — долгим, трудным, частично даже успешным. Но театр тоже требует смелости. Комиссар Срубов говорит: «Быть смелым — быть бесстрашным». Но бесстрашные, как правило, это безумные люди. Нормальному человеку свойственен страх. Революция создала целую армию таких бесстрашных. Например, отец Срубова ставит диагноз: «Большевизм — это припадок бешенства». Спектакль как раз о том, что этим припадком страдали многие участники революции. Только дети сохраняли ясность ума.