Скоро в пространстве временных выставок Музея станка, одного из ключевых проектов творческого индустриального кластера «Октава», будет представлен первый художественный проект – выставка «Руины: опыт воссоздания». Она посвящена восстановлению завода и созданию в его пространстве новых форм культурной жизни. В основе первого художественного проекта музея – концепция о прошлом, которое создает множество вариантов будущего. Помимо созданных специально для проекта визуальных образов, часть выставки будет построена на архивных фотографиях завода «Октава», восстановленных специально для экспозиции. Куратором проекта выступила Светлана Тейлор, один из основателей программы «Фотография. Базовый курс» Британской высшей школы дизайна. Среди кураторских проектов Светланы Тейлор сотрудничество с такими известными архитектурными фотографами, как Михаил Розанов и Юрий Пальмин, а также работа с молодыми авторами в рамках выставок «Московский дневник», «Выкса – картина мира: взгляд постороннего» и других. Работа над экспозицией велась по четырем направлениям: архитектурный фотограф Ольга Алексеенко концептуализировала интерьеры «Октавы», фотограф Роман Сазонов обратился к деталям и видам, открывающимся из окон завода. Художник Дмитрий Старусев создал фотоинсталляцию, куда вошли отобранные им фотографии из архива завода «Октава». В своем проекте он соединил атмосферу прошлого с динамикой современности. Дмитрий умышленно «запутал следы», чтобы зритель не понимал, к какому времени принадлежат изображения в его части экспозиции. Видеохудожник Диана Терешкина сняла производственный процесс, в результате появился небольшой фильм о сотрудниках «Октавы». «Мы решили создать производственный роман при помощи изображений. Мы сразу поняли, что экспозиция будет состоять из четырех частей, и каждый расскажет свою историю. Все сотрудники шли нам навстречу, делились информацией и материалами, которые у них были и могли бы в той или иной степени быть нам полезны. Помогали и строители, осуществляющие проект восстановления завода и создания кластера. Мы чувствуем себя частью большой команды, в которой каждый заинтересован в результате и ждет того, чтобы у «Октавы» открылось второе дыхание», – добавляет куратор Светлана Тейлор. «Октава» – идеальный баланс истории и современности. Первый проект посвящен образу руин, но как новой форме жизни архитектуры в момент изменения и реконструкции. Музей станка – современный мультимедийный музей, рассказывающий про развитие промышленности в России и мире через различные слои индустриальной истории и культуры. Магистральная идея музея в том, что индустриальная история может быть рассмотрена с различных точек зрения: культурологической, социологической, истории искусства и литературы, урбанистики и других. В будущем основная экспозиция трансформируется в интерактивную платформу: посетитель сможет выбрать определенный слой, например, кино, литературу, урбанистику или искусство — и именно через него, посредством тематической экскурсии, проследить логику развития промышленности. По задумке создателей Музей станка станет центром притяжения молодых творческих жителей Тулы и будет способствовать реализации локальных арт-проектов. Одна из стратегических задач, которую ставит перед собой команда музея, – сотрудничество с современными федеральными и региональными художниками и ведущими институциями в области современного искусства и культуры. Открытие художественного проекта «Руины: опыт воссоздания» будет приурочено к началу работы творческого индустриального кластера «Октава». Он включает в себя Музей станка, Высшую техническую школу, комфортное городское пространство для досуга и отдыха. Совместный проект Госкорпорации Ростех и частного инвестора Михаила Шелкова реализуется при активной поддержке губернатора Тульской области Алексея Дюмина и правительства региона. Руководство проектом осуществляется командой экспертов во главе с Василием Бровко – директором по особым поручениям Госкорпорации Ростех, председателем Совета директоров завода «Октава». Продюсером проекта выступила компания «Культура потребления», специализирующаяся на социокультурном программировании.