Исламское искусство и особенность арабески

Исламское искусство и особенность арабескиВ современном мире интерес к региональным историям искусства формируется с ростом национального самосознания. Начало исламского искусства, по мнению некоторых религиоведов, следует искать во внутреннем измерении мусульманской традиции. Есть несколько предположений относительно обособленности исламского искусства от разнообразия, представленного европейской культурой. Основным фактором различия этих течений является то, что искусство ислама основывается на аниконизме, то есть враждебном отношении к изобразительному искусству и исключению использования образов пророков, божества и других персонажей. Объяснения такого явления различны. Самое общее – присутствие изображения не соответствует монотеизму в мусульманских странах. В некоторых хадисах приводятся примеры, где изображение живых существ является претензией на сопоставление себя с Высшей трансцендентной реальностью. Есть допущение, что отрицательное отношение к искусству основано на восприятии изобразительного искусства как роскоши, свойственной привилегированным классам. Наряду с этим стоит учесть взаимоотношения ислама с христианством, основанные на религиозном противостоянии. А для ислама иконопочитание является недопустимым. Несмотря на трудности с развитием изобразительного искусства в мусульманских странах, появление арабески, как типа художественного орнамента, компенсировало запрет на изображение живых существ. Арабеска становится отражением возникшей творческой свободы художника в исламском мире. Мечеть шейха Лотфуллы (Исфахан) «Средневосточная религия ислама, распространившаяся в VII–VIII веках повсюду, где прошли мусульманские завоеватели, – в Персии, Месопотамии, Египте, в Северной Африке и Испании, ограничивала пластические искусства еще более жесткими рамками, чем христианство. Образные подобия были просто запрещены. Но искусство нельзя задушить, и творческая энергия мастеров Востока, лишенных права изображать человека, направилась на игру с отвлеченными формами. Возникли сложнейшие орнаментальные плетения, так называемые “арабески”», – отметил Эрнст Гомбрих в «Истории Искусств». Изначально в восточной арабеске преобладали растительные орнаменты с изображением природных субъектов: цветы, листья, разнообразные плоды. Позже стали распространяться геометрические элементы, которые в дальнейшем усовершенствовались и перешли в сложную художественную науку. Считается, что не каждый узор можно именовать арабеской. Для создания орнамента «арабеска» требуется строгий математический расчет, который используется для составления абсолютно точных по композиционному решению его элементов и их чередования в орнаментальной цепочке. Детали узора сложнейшие по своему составу, часто вписываются друг в друга. Элементами арабески может служить ряд геометрических фигур – трапеции, ромбы, треугольники, овалы и другие формы. Мечеть Джамми (Токио) Казалось бы, причудливые узоры и сочетание геометрических фигур арабески не имеют сами по себе смысла, но они создают взаимосвязь, объединяются в целое, перерастают в объекты и выходят за пределы пространства. Перестают быть украшением и элементом декора, становясь символом равновесия и душевного спокойствия, в котором нуждается человек, посетивший мечеть. Фото: sites.google.com Патимат Абдурахманова

Исламское искусство и особенность арабески
© Mirmol.ru