Как объяснить современное искусство
21 февраля отмечают День экскурсовода. Mos.ru публикует советы сотрудников пяти московских музеев о том, как превратить в праздник любую экскурсию, найти подход к каждому участнику и получать удовольствие от работы.
Они знают, чем заинтересовать в музее дошкольников и как удержать их внимание, умеют разрешить научный спор шуткой и знают, что отвечать человеку, который сомневается в ценности произведения современного искусства и говорит, что «тоже так может». Личным опытом в свой профессиональный праздник делятся экскурсоводы Московского музея современного искусства, Музея Москвы, Государственного Дарвиновского музея, Московского мемориального музея космонавтики и Государственного биологического музея имени К.А. Тимирязева.
Как заинтересовать всезнайку и утихомирить школьников
Денис Романенко, экскурсовод, сотрудник Московского мемориального музея космонавтики
Опыт работы: два года
К сожалению, очень часто всезнайки, которые приходят к нам в музей, — это не физики и не космонавты, а поклонники разных телепередач. С ними я не спорю и ни в коем случае никого не переубеждаю. Но люблю пошутить.
Например, есть мнение, что американские космонавты на самом деле не были на Луне, это часто можно услышать по телевизору. На экскурсиях я рассказываю о покорении Луны так: «Американцы побывали на Луне в 1969 году — так гласят официальные источники. Но лично мы, сотрудники музея, как и многие ученые…» — тут я делаю небольшую паузу, и те, кто считает, что американцев на Луне не было, начинают кивать головой. А я продолжаю: «…Считаем вместе с учеными, которые не работают на псевдонаучных телеканалах, что они там действительно побывали!»
Все начинают смеяться, атмосфера разряжается. Хотя недавно один молодой человек на меня все же обиделся. Ему не понравилось, что я шучу про его любимый канал.
Со школьниками работать проще. Часто до начала экскурсии узнаю имена нескольких человек, а потом называю их по имени, шучу, выстраиваю диалог. Этого достаточно, чтобы привлечь внимание всей аудитории — дети очень хотят, чтобы с ними тоже пообщались персонально.
Еще я иногда притворяюсь космонавтом. Моя фамилия Романенко, это фамилия космической династии. Если я вижу, что школьники не слушают и болтают, показываю фотографию Юрия Романенко, потом его сына Романа, а затем говорю: «А теперь посмотрите на мой бейджик». И вот тут все сразу удивляются: «Вы космонавт? Вы их папа?» И все — отношение ко мне и к экскурсии сразу меняется.
Как рассказывать о современном искусстве
Ксения Маас, экскурсовод Московского музея современного искусства
Опыт работы: 2,5 года
В нашем музее нет постоянной экспозиции. Исключение — Музей-мастерская Зураба Церетели, но и там экспозиция все время дополняется новыми работами. Каждые три-четыре месяца мы открываем новую выставку и готовим к ней экскурсионную программу.
В начале экскурсии мы часто спрашиваем: «Сколько лет современному искусству?» Многие думают, что раз современное, то очень молодое — лет 10–20. Потом удивляются, услышав настоящий возраст, ведь оно берет начало на рубеже 1960-х и 1970-х годов.
Для меня важно создать комфортную среду: чтобы экскурсия не стала мучением для ног и спины, я предлагаю садиться в залах прямо на пол (у нас теплый паркет!). А чтобы не нависать над экскурсантами, сажусь рядом с ними — так мы остаемся на одном уровне. Далеко не все готовы к полуторачасовой лекции, потому чаще всего даю в залах небольшие задания: найти какую-то картину или деталь, прочитать этикетку.
Все рассказанные истории, если это просто часть биографии художника или какие-то искусствоведческие замечания, просто повиснут в воздухе и никогда не запомнятся без связи с каким-то личным, житейским опытом. Если мы рассматриваем натюрморт, то я расскажу и про еду, про какой-то рецепт того времени, в которое была написана картина, или спрошу про любимые блюда.
Конечно, часто спрашивают про стоимость работ. Ответить бывает сложно: стоимость картины или арт-объекта из частного собрания — тайна коллекционера. Но если работа продавалась на открытом аукционе или ее стоимость имеет какое-то значение в контексте времени, то почему бы и не попугать большими числами?
Часто экскурсанты удивляются кажущейся простоте работы, спрашивают, в чем тут искусство, говорят: «Я тоже так могу». С этим вопросом гораздо проще. Безусловно, каждый может быть художником. Но за простотой стоят идея, концепция, композиция, выбор, опыт и многое другое. Когда я поворачиваю беседу в это русло, вопросов становится еще больше, но они уже куда интереснее. В конце концов, это наша цель — разговор о современном искусстве.
Еще один мой любимый вопрос начинается со слов «а почему…». Продолжить можно как угодно: «…лицо зеленое», «…стул кривой», «…дерево не очень похоже на дерево». На такой вопрос лучше всего ответить встречным. Это, конечно, не по этикету, зато человек начинает думать сам. Сначала отшучивается, но чаще всего разговор заканчивается чем-то интересным.
Иногда человеку тяжело озвучить свое мнение в группе, тем более, например, в группе подростков. Всегда можно подойти к экскурсоводу индивидуально после экскурсии или во время переходов из зала в зал.
Мы все идем в музей за разными впечатлениями. Кто-то хочет обстоятельного разговора, кто-то — эмоций, а кто-то вообще оказался здесь случайно. Но всегда есть возможность сделать так, чтобы посещение музея стало интересным опытом. Пусть понравится не все, но человек запомнит, что его услышали, что тут есть что обсудить, и, возможно, через пару дней, недель, месяцев он придет еще раз.
Как работать с экскурсантами самого младшего возраста
Ярослав Попов, экскурсовод, научный сотрудник Дарвиновского музея
Опыт работы: пять лет
В Дарвиновском музее регулярно проводят экскурсии для детей от трех до 12 лет. Для каждого возраста у нас свой подход. Самым маленьким, например, интересна экскурсия в формате сказки. Важно встать на одну ступень с детьми, понять, как они видят мир. Но и слишком уж упрощать не стоит: многие вещи малыши понимают не хуже взрослых.
С большой группой детей любого возраста экскурсовод превращается в воспитателя и учителя. Нередки ситуации, когда необходимо нейтрализовать заводилу: он нарушает порядок или отвлекает других. Нужно постараться привлечь внимание такого ребенка к экскурсии, обратиться, начать диалог. Замечания — это крайняя мера.
В музее очень много больших ярких экспонатов. Это одновременно и плюс, и минус. С одной стороны, внимание у детей уже активизировано, а с другой — оно постоянно скачет. Здесь экскурсовод может применить некоторые хитрости, чтобы привлечь детей к нужному экспонату. Например, сменить тембр речи. Не обязательно повышать голос — намного эффективнее будет тихий и немного таинственный тон, будто вы сейчас расскажете большой секрет.
Наибольшей популярностью пользуются заметные экспонаты: слоны, жирафы, динозавры (особенно подвижные). Про них дети спрашивают сами: кто это? где обитает? что ест? с кем дружит? Искусство экскурсовода состоит в том, чтобы привлечь внимание детей к экспонатам, которые не так бросаются в глаза. Очень важен вопрос подачи: почему этот небольшой странный экспонат должен заинтересовать ребенка больше, чем слон?
У взрослых пользуются популярностью истории из жизни музея, например, о его основателе Александре Федоровиче Котсе. Расскажу одну из них. Однажды в первые годы работы Дарвиновского музея приехала группа взрослых. Среди них прошел слух, что экскурсию проведет лично основатель музея. Александр Федорович вышел к группе, поздоровался. В ответ один из посетителей вежливо поинтересовался: «А когда же уже придет мсье Дарвин?»
Как сделать экскурсию одинаково интересной для детей и родителей
Лидия Васильева, заслуженный работник культуры России, заведующая методическим сектором Биологического музея
Опыт работы: 25 лет
Праздники в Биологическом музее — это всегда свобода выбора. Программа строится так, что никто никуда не опаздывает, все успевают посмотреть и поучаствовать во всех занятиях и мастер-классах.
Мы помогаем детям и родителям вспомнить, как это здорово — удивляться чудесам природы. Вот, например, для всех лужа просто лужа. А для биолога — целый зоопарк, ведь в капле воды обитают тысячи живых существ. Узнав такие, казалось бы, мелочи, люди начинают по-другому смотреть на мир вокруг.
Серьезные вещи, например, про фотосинтез или про клетки, можно рассказывать и смешно, особенно малышам. Вызывать у детей ассоциации, шутить. Или разочаровывать! Многие ребята ведь уверены, что кормим мы желудок, а воду пьем, чтобы у нас была жидкая кровь.
Родители вместе с детьми у нас участвуют в квестах, интерактивных занятиях, мастер-классах. И знаете что? Все это отличные способы сближения. Во время праздников мама слышит, как отвечает ее ребенок, как много знает. А иногда мы задаем, казалось бы, простые вопросы, но ответ на них не знают ни ребенок, ни его родители. И тогда они начинают думать уже вместе — и вот тут-то становятся командой, быть может, даже дружнее и крепче, чем до этого.
Городские дети читают много книжек, но не знают, как на самом деле пахнет подснежник или как поют снегири. А мы умеем и любим рассказывать живые истории о природе. И обязательно что-то показываем. Да, мы в музее, у нас экспонаты, но рассматривать через стекло скучно. Даем детям трогать, сравнивать, удивляться. Вы, например, хоть раз видели, на чем растет манная крупа? Приходите, покажем!
Как правильно организовать уличную экскурсию
Лариса Скрыпник, экскурсовод, старший сотрудник Городского экскурсионного бюро Музея Москвы
Опыт работы: восемь лет
Экскурсия на улице сильно отличается от экскурсии в музее. В музее есть экспозиция, в которой уже продумана вся навигация и задан определенный вектор рассказа. К тому же в музее тихо и спокойно. Мегаполис живет своей активной жизнью: здесь ходят люди, ездит транспорт, проходят мероприятия. Вот почему городские экскурсии очень сложны в подготовке. Легкость рассказа и уверенность в своих знаниях скрывают часы подготовки. Правда, это всегда творческий и захватывающий процесс.
Все начинается с выбора темы — о чем ты хочешь рассказать. Далее идет подбор материала. Бывает, что удается откопать интересную деталь или историю, которые уводят от темы. Так что нужно дисциплинировать себя и не отвлекаться от главного. Самый грустный момент, когда осознаешь, что все рассказать не получится. Но обычно труд не пропадает даром, и материалы, которые не вошли в экскурсию, становятся основой нового проекта.
Следующий шаг — разработка маршрута. Экскурсовод должен сам пройти по всем точкам, и не только для того, чтобы посмотреть, с какого места открывается лучший вид. Нужно решить целый ряд чисто организационных вопросов: где переходить улицу, где вставать, чтобы не мешать прохожим, как выстроить маршрут, чтобы он начинался и заканчивался у метро. Еще нужно следить, чтобы уложиться в 2,5 часа. Обидно, если экскурсия затягивается, и люди уходят, не дослушав. Самый лучший комплимент звучит так: «Я и не заметил, как прошло время».
Во время экскурсии главное — показать, а не рассказать, поэтому в маршруты я включаю не только объекты, которые относятся к теме, но и красивые здания, встречающиеся по пути. Про них обязательно спросят, так что лучше подготовиться.
На этапе подготовки также надо подумать о количестве людей, для которых будет проводиться экскурсия. Например, в узких переулках не поместятся 40 человек: им будет плохо слышно и видно, придется выходить на проезжую часть и подвергать себя опасности. Большие группы хорошо водить по бульварам, только нужно заранее позаботиться о звуке. Мы не пытаемся гнаться за количеством. Зачем привлекать много людей на тематические экскурсии, которые интересны только подготовленным людям? Случайным экскурсантам будет просто скучно, и они уйдут.
С опытом приходит умение управлять группой, делать так, чтобы всем было интересно. Главное — общаться со всеми вежливо и интеллигентно. Бывают, например, такие экскурсанты, которые предварительно читают непроверенную информацию в интернете и задают много вопросов. Если вопрос не требует долгих объяснений, я стараюсь ответить сразу. Если это невозможно, прошу подойти ко мне после экскурсии.
Часто во время экскурсии к нам присоединяются простые прохожие. Я отношусь к этому спокойно: ведь если люди остановились, значит, им интересно. Как правило, в конце экскурсии они подходят и спрашивают, как записаться на следующую прогулку. Так прохожие превращаются в постоянных экскурсантов.
Материал подготовлен совместно с агентством «Мосгортур»