«Ведогонь-театр» поздравляет Зеленоград с 60-летним юбилеем
3 марта Зеленограду исполнится 60 лет! Возраст для города, кажется, несерьезный, но сколько за это время произошло в его судьбе интересного, необычного, важного для его жителей и для всей страны. Это целое поколение. Почти эпоха. И треть этой удивительной жизни бок о бок с ним рос и развивался театр! К юбилею Зеленограда «Ведогонь-театр» не стал готовить «датское» мероприятие, а подготовил особенный подарок: документальный спектакль с элементами фантастики о городе и его жителях – «Белки, сосны, микросхемы». О пьесе Пьеса «Белки, сосны, микросхемы» была написана специально для театра драматургом Екатериной Бондаренко на основе интервью с жителями города, пересказанных городских легенд, школьных сочинений и реальных воспоминаний. Материал собирали буквально всем театром: многие сотрудники разных цехов принимали самое активное участие, делились личными историями и с энтузиазмом искали людей, готовых рассказать о себе и о Зеленограде. – У нас сложилась прекрасная команда, – признается Екатерина Бондаренко. – Вместе мы определили круг тем, вспомнили людей, которые смогли бы нам об этом рассказать, начали брать интервью. Мы шли по каким-то, наверное, предсказуемым маршрутам: лес, электроника, история. И постепенно собрался некий объем… Подготовительный этап длился около полутора лет! И, наконец, из разнородного внешне не связанного друг с другом материала начала конструироваться пьеса. – Идея сборки менялась несколько раз, – продолжает драматург. – Но важной точкой для меня стала поездка в новую часть города, где я познакомилась с людьми… я бы их, наверное, назвала «хиппи». Это было что-то вроде инфекции. Я шла все больше по таким публичным каналам – ученые, успешные бизнесмены, первые лица – а тут я совершенно случайно попала в новую струю. Здесь я услышала истории, созвучные с моим собственным ощущением города – с его ирреальностью. Удивительно, как точно почувствовала автор, никогда раньше не бывавшая в Зеленограде, пульс города, его атмосферу. Через людей самых разных возрастов, профессий, социального положения и через собственные наблюдения она смогла создать миф города и передать его дух. О жанре Документальный спектакль с элементами фантастики – так звучит жанр новой постановки «Ведогонь-театра». Жанр с двойным дном, интригующий и завораживающий своей сложносочиненностью, но, пожалуй, единственно возможный. Ведь создатели спектакля не стремились рассказать историю города, его «биографию», они хотели чего-то большего… Здесь нет выдуманных историй: все герои имеют свои прототипы (иногда это один человек, иногда – собирательный образ), все события так или иначе происходили на самом деле и даже самые абсурдные и фантастические «байки» оказываются рассказами реальных людей, жителей города. И все же, как говорит режиссер Павел Курочкин, «одной реальности просто не хватило, чтобы выразить всё». Возникла фантастика, мистика… Да и можно ли о Зеленограде, где на протяжении 60 лет творились настоящие чудеса (градостроительные, научные и просто человеческие), говорить иначе! О спектакле Что рассказать? Как рассказать? Вопросы разносятся по залу и застывают в воздухе, словно призывая самих зрителей подсказать, направить. Ведь все здесь – часть этого города, а значит и часть спектакля. Такие понятные и родные названия улиц и площадей, события, о которых знаешь не понаслышке, люди, в которых узнаешь себя или друзей – это объем, который делает каждого, сидящего в зале, причастным. «Это я помню! И со мной такое бывало! А это место я проходил буквально вчера», – проносится в голове, и невольно на лицах играет улыбка узнавания. Со сцены звучит не история Зеленограда – звучит голос каждого зеленоградца. Постановка «Белки, сосны, микросхемы» стала для города настоящим подарком. И дело вовсе не в юбилее. Сколько бы ни исполнилось Зеленограду лет, она будет всегда интересна. Очень личный, немного ностальгический и безмерно теплый спектакль получился у «Ведогонь-театра». – Это спектакль о городе, в котором мы живем, работаем, многие из нас здесь родились и выросли, на наших глазах он развивался, менялся, – добавляет Павел Курочкин. – И, хотя все мы по-разному относимся к этому месту, каждому, кто создает спектакль, оно небезразлично. Небезразлично оно и зрителю… Художественный руководитель «Ведогонь-театра», режиссер Павел Курочкин о спектакле: – Этот спектакль – важное событие и в истории Зеленограда, и в истории театра. И всем, кто создавал этот спектакль, важно поделиться своим отношением к городу; рассказать о его атмосфере, традициях, людях; показать, как он нам дорог, и попытаться понять, что же такое Зеленоград… Автор пьесы Екатерина Бондаренко о Зеленограде и зеленоградцах: – У меня схожее впечатление с Петербургом. Петербуржцы известны отношением к своему городу: оно просто восхищенное. И когда я попала в Зеленоград, то поняла, что в общем-то это похожая история. Потому что зеленоградцы боготворят свой город. Они, как правило, неравнодушны к науке, оторваны от каких-то материальных ценностей, очень открыты. Понятно, конечно, что я входила в нужные двери, но вместе с тем я знакомилась с людьми на улицах, в кафе – и это были просто потрясающие встречи. У меня осталось очень сильное человеческое впечатление от того, что есть такой город: город-сообщество, город внутри мегаполиса, город-парадокс. Ты москвич, но вот ты выходишь – перед тобой лес, белки, сосны… Мне бы очень хотелось здесь жить.