Митрофан Беляев – нотоиздатель и меценат
На прибыль лесопромышленник Митрофан Петрович Беляев и не рассчитывал, главным было поощрение творчества русских композиторов. Произведения Михаила Глинки, Цезаря Кюи, Александра Скрябина и Николая Черепнина, “Князь Игорь” Александра Бородина, оперы Николая Римского-Корсакова увидели свет в беляевском издательстве. 582 тома изданий было пожертвовано русским меценатом в Императорскую публичную библиотеку в Санкт-Петербурге. Обложки всех нот были ярко и красочно оформлены: “Печатать хорошо и продавать по недорогой цене” – таким был девиз издательства, а вот гонорары композиторам Митрофан Беляев платил очень высокие. А начиналось всё в Петербурге. Там Митрофан Петрович Беляев родился в семье выборгского купца 1-й гильдии Петра Абрамовича Беляева. Отец мецената был богатым лесопромышленником Олонецкой губернии, вёл крупное сотрудничество с Англией. В середине 19 века Пётр Беляев основал лесопромышленную и лесоторговую компанию “Петр Беляев с сыновьями”. Мать Митрофана Беляева принадлежала к семье обрусевших шведов. Фото: ist-konkurs.ru Митрофан Петрович Беляев получил хорошее образование. Сначала домашнее, затем последовало обучение в реформаторском училище. Преподавание в данном заведении велось по преимуществу на немецком языке, а вся программа предусматривала программу коммерческих училищ. После успешного завершения учёбы Митрофан Петрович по семейной традиции начал купеческую карьеру: выполнял различные поручения компании, ездил по коммерческим делам по городам Германии, Англии, Шотландии и Франции. И в каждом городе, где он бывал, музеи и картинные галереи, театры и концертные выступления были обязательными для посещения. Но любовь к музыке осталась у Митрофана Петровича на всю жизнь. Ещё юношей он брал уроки игры на скрипке и фортепиано, свободно читал ноты с листа, участвовал в ученических концертах в училище, исполняя произведения на скрипке или альте. Музыка стала большой отрадой в жизни лесопромышленника и коммерсанта. Будучи в Европе он в огромных количествах покупал граммофонные пластинки. Однажды в Петербурге Митрофан Петрович попал на концерт неизвестного тогда начинающего композитора, очень бедного студента, Александра Глазунова. Его “Увертюра на греческие темы” стала мощным душевным потрясением для коммерсанта. После концерта Митрофан Беляев подошёл к композитору, выразил своё восхищение и предложил помощь в организации концертов. Так было положено начало легендарным “Русским симфоническим концертам” и “Русским квартетным вечерам”, которые Беляев спонсировал на протяжении тридцати пяти лет. Фото: imena.karelia.ru “Художник-живописец или скульптор, овладев техникой своего искусства, — писал он, — имеют возможность без особенных материальных затрат (полотно, краски, гипс) представить свое произведение на оценку критики или публики, для чего существуют разнообразные выставки. Но не в таком положении художник — композитор оркестровых сочинений. Партитура готова, но для публичного исполнения требуется порядочная затрата средств. “Русские симфонические концерты” имеют своей целью быть выставкою перед критикой и публикой произведений, преимущественно современных и начинающих, а частию и прежних русских композиторов оркестровых произведений”, – писал Митрофан Беляев. Николай Римский-Корсаков, Анатолий Лядов, Николай Черепнин собирались на знаменитых “беляевских пятницах”, исполняя собственные сочинения. В музее истории Санкт-Петербургской консерватории сохранились программы тех вечеров. По ним можно узнать, что на одном из концертов исполнялись “Фавн и пастушка” Игоря Стравинского, а также фрагменты из оперы Николая Римского-Корсакова “Золотой петушок”. А на одном из концертов 1886 года состоялась премьера Первой симфонии Петра Ильича Чайковского. В ноябре 1884 года знаменитый критик Владимир Стасов получил анонимное письмо следующего содержания: “Композиторский труд самый неблагодарный. Талантливые композиторы – в редких случаях получают грошовый гонорар, а большею частью с трудом находят издателей даже на даровых условиях, так как издание партитур и оркестровых голосов обходится дорого. Желая оказать поощрение русскому композиторскому таланту, я намерен оставить капитал, из процентов которого ежегодно выдавались бы премии за талантливые сочинения”. В конверте были 300 рублей на выплату премий. Фото: ale07.ru Первое вручение Глинкинской премии состоялось 29 ноября (9 декабря) 1884 года в здании Публичной библиотеки. Дата была выбрана не случайно: премьерное исполнение оперы “Жизнь за царя” приходилось на 27 ноября 1836 года, через 6 лет 9 декабря состоялась премьера “Руслана и Людмилы”. В тот первый год вручения премии имени Глинки в числе лауреатов были Александр Бородин (Первая симфония), Милий Балакирев (Увертюра на русские песни), Пётр Чайковский (Увертюра “Ромео и Джульетта”). Владимир Стасов исполнил просьбу “доброжелателя” – премия должна была выдаваться “от имени неизвестного”, но вскоре её учредитель стал известен всем. “Неизвестным” был Митрофан Петрович Беляев. За всю историю существования премии (1884-1903) 136 произведений 10 композиторов были отмечены на сумму 60000 тысяч рублей. На поддержку отечественной музыки он при жизни пожертвовал более двух миллионов рублей. Он умер в 1903 году, оставив в завещании ещё полтора миллиона рублей для поощрения русских композиторов. “Когда будет писаться история русской музыки, имя М. П. Беляева займет там однажды видную и почетную страницу”, – сказал о нём Владимир Стасов