Третьяковская галерея представила концепцию реконструкции здания

Задачей этого проекта становится максимально бережная трансформация здания в соответствии с изначальным архитектурным решением и с учетом современных потребностей музея и аудитории. Внешний облик и объем здания при этом практически не изменятся. Здание на Крымском Валу — характерный образец архитектуры советского модернизма, сложившейся в эпоху оттепели. Его проектирование началось в 1956 году, строительство затянулось на несколько десятилетий, так что окончательный ввод в эксплуатацию пришелся на 1980-е годы, эпоху перестройки. Последнее обследование здания показало, что оно нуждается в серьезной реконструкции, а не в капитальном ремонте. Требуется усилить несущие конструкции, заменить инженерное оборудование, которое устарело физически и морально. Современный подход к проектированию систем жизнеобеспечения здания снизит затраты на его эксплуатацию и позволит сэкономить полезные площади. Для работы над концепцией реконструкции Третьяковская галерея пригласила одного из величайших архитекторов современности и владельца бюро ОМА/АМО — Рема Колхаса, который очень корректно относится к архитектурному наследию эпохи модернизма. Еще в сентябре 2015 года этот выбор был одобрен членами жюри конкурса на разработку концепции развития Третьяковской галереи. Работа над проектом ведется совместно с сотрудниками архитектурного бюро «Резерв» под руководством Семёна Ламдона и Владимира Плоткина. Российские участники команды отвечают за инженерный раздел концепции, ими внесены принципиальные предложения по технологии реставрации фасадных конструкций, произведен анализ изменения нагрузок на несущие конструкции здания в связи с планировочными решениями бюро Колхаса ОМА/АМО. Также разработаны новые принципиальные схемы распределения инженерных систем. Разработка концепции и исследовательские работы осуществляются при финансовой поддержке партнеров Третьяковской галереи: компании «Транснефть» и Торгового дома ГУМ. Новая архитектурная концепция отвечает задачам современного музея — становиться ближе к аудитории и доступнее, предлагать разнообразные форматы мероприятий. Одно из главных концептуальных решений представляемого проекта — «открытые стены». За время своего существования здание «обросло» перегородками, дополнительными конструкциями. Концепция предлагает избавиться от лишних стен и вернуться во многом к первоначальному замыслу советских архитекторов Николая Сукояна и Юрия Шевердяева. Весь объем здания предлагается разделить на четыре секции, каждой из них придать определенные функции: блок хранения коллекции, образовательный блок (лекционные аудитории, творческие мастерские, открытая библиотека, кинозал), экспозиционный блок (выставки и постоянная экспозиция) и «фестивальный» блок, действующий по принципу Кунстхалле или Palais des Festivales. Все они задуманы как автономные пространства и могут функционировать в собственном режиме, независимо от времени работы других блоков. Архитекторы предложили сделать несколько входов в здание: в экспозицию, в образовательный и «фестивальный» блоки, чтобы посетители имели возможность попадать в нужный сектор наиболее простым маршрутом. Это позволит эффективнее использовать внутренние площади музея. Благодаря продуманным навигационным схемам Галерея сможет принимать большое количество посетителей в постоянной экспозиции и на временных выставках. Фасад в основном останется неизменным, но в нескольких местах он будет «раскрыт», чтобы можно было наблюдать за происходящим внутри здания. Новая Третьяковка по-прежнему будет проводить мероприятия, за которые ее любят москвичи: большие художественные выставки, готовые принять тысячи посетителей, фестивали, а также выставки архитектуры, дизайна и других видов искусства, часто выступающих в синтезе с живописью и скульптурой. В то же время в музее будет организован открытый запасник, появится публичная библиотека, возникнут обзорная площадка на крыше и ресторан. Предстоит провести полное обследование здания, выполнить проектные работы, чтобы можно было перейти собственно к реконструкции.