Графиня не открылась Римасу Туминасу
Художественный руководитель театра имени Вахтангова, поставивший в Большом театре оперу Чайковского "Пиковая дама", потерпел "фиаско". Постановку мастера не принимают даже лояльные критики. Сергей Бирюков прокомментировал "ВМ": "За Большой театр обидно: холодная, мертвая, серая, формальная постановка "Пиковой дамы" драматического режиссера Туминаса". Режиссер, находящийся на вершине славы, неожиданно для многих столкнулся с провалом. У него, по-прежнему, берут интервью, и он рассказывает "о мести графини Германну", но в его словах нет былой уверенности. Ничто не предвещало неудачи. Туминас успешно дебютировал на сцене Большого в качестве оперного режиссера со своей постановкой "Катерина Измайлова". Режиссер хорошо разбирается в литературе, знает толк в музыке, и, кстати, режиссуре он учился у оперного режиссера - Иосифа Туманова. "Пиковая дама" - произведение мистическое, про таинственные силы, про любовь, которая не имеет начала и конца, а у Туминаса в принципе все спектакли про борьбу темных и светлых сил на всех уровнях и про бесконечность любви. Начинал режиссер с истории про ангелов "Январь", и в каждой его постановке есть так называемый "неземной след". Что же произошло у Туминаса с "Пиковой дамой"? Напомню, что Чайковский, написавший оперу, впервые нескромно о себе сказал "Это шедевр". Подобное "выдал" о себе и Пушкин "Ай, да Пушкин! Сукин сын!", когда завершил драму "Борис Годунов". Повесть "Пиковая дама" была для него больше забавой, пересказом полуфантастической истории друга. О работе над ней не осталось никаких сведений, что говорит о несерьезности сочинения. Но так случилось, что "Пиковая дама" стала модным произведением. В 1834 году великосветская Россия очень интересовалась оккультными науками и всякой чертовщиной. Неспроста Пушкин в качестве эпиграфа берет слова мистика Сведенборга, которого в России читала вся знать. Для Чайковского "Пиковая дама" стала спасательным кругом. Опера, в либретто которой сделаны совсем другие акценты, и ее можно назвать "перевертышем" первоисточника, открыла Чайковскому второе дыхание и желание жить. Он написал ее во Флоренции за 44 дня. До "Пиковой дамы" Чайковский думал о самоубийстве, о чем писал в письме к Глазунову. Опера "Пиковая дама" - тот редкий случай, когда литературный первоисточник уступает. Чайковский в своей музыке показал любовь, которая как гром (в опере - гроза), ворвалась в жизнь Германа и Лизы, могла бы сделать их счастливыми, но он не поверил, не понял, не смог, не выдержал, струсил. Герман предал Лизу, потому что на первое место поставил сиюминутное - богатство, которое давал выигрыш в карты, а судьба предлагала ему вечную любовь. Променял Герман вечность на золото и сошел с ума, и погубил Лизу (в опере в отличие от повести трагический финал - смерть Лизы). Графиня - "Пиковая дама" не просто мстит Герману, введя его в заблуждение с тремя картами, а карает его как предателя любви. У Чайковского "Пиковая дама" не всегда была черной картой. Когда-то она любила, и ее любили, а потом предали. Графиня жестоко наказывает Германа за все предательства, которые совершал человек под властью денег. Чайковский воспел любовь, которая могла бы спасти мир, но, увы, люди - рабы золота, и в этом самая большая трагедия человечества. Об этом - опера Чайковского. Римас Туминас в своей постановке с первой сцены разъединяет героев навеки. Он не дает им никакого шанса на счастье, а следовательно, на спасение. Лиза и Герман так далеки друг от друга, как звезды на небе для человека. Туминас историю любви главных героев делает мистической, полуреальной, перенесенной в небесный эфир. Она как бы в грезах. Эта любовь - не реальность, как у Чайковского, а некий сон, мираж, который происходит в Петербурге. В этом городе много всякого тумана. А реальность - месть старой графини. Женская обида на молодого Германна, который напоминал ей о былой любви. РимасТуминас сказал "ВМ" о своем отношении к графине: - Эта история о женской мести. Германа жаль. Он ведь очень молод. Был под влиянием Шиллера. В глубине души - он романтик. И столкнулся с очень жестокими отношениями. В России он - чужой, как почти каждый иностранец. А в опере Чайковского нет жалости. Есть боль, невыносимая боль и нечеловеческое страдание Лизы, которая по-настоящему любила и ради любви готова была на все. И есть предательство Германна. Самое гнусное предательство, когда мужчина оказывается трусом, беглецом и обманщиком. В опере Чайковского Германн - жестокий человек. У Римаса Туминаса показан жестокий мир, в. котором люди гибнут за металл, а люди - жертвы мира. Туминас снимает ответственность с Германа и тем самым убивает весь замысел Чайковского . А замысел был такой - нет ничего выше, сильнее любви, и люди - только люди сами виноваты в том, что несчастны. В музыке Чайковского - вселенная любви, а в постановке Туминаса - слабая защита полунемца Германна, пострадавшего от злобной и старой аристократки. Увы, то, что получилось на сцене Большого театра у Римаса Туминаса не в силах кого-либо спасти. Мертвая опера - страшный приговор. Накануне премьеры Туминас признавался, что "в исполнителях уверен, но боится реакции старой графини": - "Пиковая дама" - опасная женщина. От таких женщин никогда не знаешь - что ждать, - сказал "ВМ" Римас Туминас перед премьерой. Римас Туминас умеет рассказывать трагедию любви. Но почему в постановке оперы Чайковского он показал любовь как бред, как туман, как призрак?