Ещё

Гудмен «против» Улановой, или «Боевые» искусства времен холодной войны 

Фото: РИА Новости
Госдеп США решил напомнить себе о былых пропагандистских успехах — в музее своей истории он развернул выставку про «джазовую дипломатию». Стенд с фотографиями отсылает к проекту конца 50-х годов под названием «Послы джаза». Ему традиционно приписывается значительная роль в культурной борьбе с СССР и «разложении» советских граждан. Тогда еще не изобрели понятие «мягкой силы», поэтому суть проекта описывали как «идеологическое оружие» против коммунизма и даже как «секретное акустическое оружие» для стран советского блока.
Но почему именно сейчас Госдеп захотел об этом вспомнить? Неужели накатила ностальгия по тем временам, когда среди «орудий» в холодной войне рассматривались не только «грязные», но и «чистые» инструменты? Или, может быть, рутина заела? Перемывание собственных фейков про вмешательство и угрозы России уже мало кого возбуждает, а между тем, поддерживать тонус в антироссийском противостоянии все еще необходимо.
Бенни Гудмен — «король свинга»О «славных деньках» в США тоскуют одним и тем же способом минимум второй раз. Выставка о «внешнеполитической роли» американского джаза в 2009-м демонстрировалась в нью-йоркском Линкольн-центре. Теперь она особенно уместна, так как ровно 60 лет назад в одной из стран «советского влияния» — социалистической Польше — появился первый «джазовый посол»: пианист Дейв Брубек. В СССР же «посла» сумели заслать только в 1962-м. Им стал кларнетист Бенни Гудмен. (Оба — музыканты-легенды.)
"Послы джаза" как проект на деньги Госдепа мыслился ответом на советскую пропаганду, о чем и было прямо заявлено. Но если отвечать решили «великой силой искусства», то логично предположить, что самой эффективной и потому самой опасной пропагандистской «фишкой» СССР было признано тоже искусство. Какое же, интересно? Балет, конечно! Только советский балет мог по-настоящему сильно напугать США, только он мог восприниматься особо вредным проводником советских идей и чувств, потому что только он был способен влюбить в себя с первого взгляда всех и везде.
Балерина Галина УлановаДа и по датам все сходится. Великие первые послевоенные гастроли балета Большого театра — в Лондоне — состоялись за два года до старта «Послов джаза» в Польше: то есть в 1956-м. Это когда Уланова танцевала в «Ромео и Джульетте» Прокофьева и англичане носили штандарты с ее изображением. Первые гастроли Большого оглушили весь мир, и мир требовал повторения, ждал русский балет еще и еще, особенно когда к Большому присоединился и балет ленинградского Кировского театра.
Что интересно, таково положение дел и по сей день. А как же развивался «антисоветский» джазовый проект Госдепа США? Он просуществовал до 1979 года, потом был закрыт, но фактически джазовый бум в СССР, пусть и полуподпольный, прекратился значительно раньше — можно сказать, в тот момент, когда появились первые записи «Битлз». Массовость «роковой» аудитории, также поначалу подпольной, несравнима с массовостью джазовой, даже в лучшие для джаза времена. А русский балет — такое элитарное, такое все из себя недемократическое в отличие от джаза искусство — все так же в топе мирового внимания.
Автор Ольга Бугрова, радио Sputnik
Подписывайтесь на канал радио Sputnik в Telegram, чтобы у вас всегда было что почитать: злободневное, интересное и полезное.
А еще у радио Sputnik отличные паблики ВКонтакте и Facebook. А для любителей короткого, но емкого слова, — Twitter.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Больше видео