Московский Государственный Академический Детский Музыкальный Театр имени Наталии Сац
Первые 15 лет жизни этого уникального явления культуры, несмотря на всю его значимость, были чрезвычайно сложными: у театра не было своего помещения, где можно было бы осуществлять полномасштабные спектакли, по существу, это были годы скитаний. И все-таки именно в эти годы были сформированы творческие и организационные принципы нового театра, появился целый ряд спектаклей, завоевавший творческий авторитет и любовь зрителей. Авторами большинства из них стали современные композиторы, создавшие новые детские оперы и балеты в тесном творческом содружестве с самим театром. Параллельно с репертуаром формировалась и труппа, в основном, из выпускников музыкального института им. Гнесиных, ГИТИСа и других музыкально-театральных ВУЗов. Галина Свирбилова, Евгения Ушкова, Иветта Лаптева, Наталия Макарова – все они через несколько лет получили звания заслуженных, были в числе самых первых солистов оперы, а чуть позже Валентин Тучинский, Виктор Богаченко, Святослав Калганов, также удостоенные этого звания, Людмила Петровичева, режиссёр Ксения Осколкова и солист оперы народный артист РФ Геннадий Пискунов. Балетный коллектив как самостоятельный творческий организм сформировался несколько позднее, но несколько выпускников Ленинградского и других хореографических училищ – Игорь Чирков, Ирина Макарова (ныне заслуженная артистка РФ, балетмейстер-репетитор), Геннадий Козлов, Жанна Магаляс, Александр Царёв уже влились в коллектив и своим искусством расцвечивали и обогащали оперные спектакли. В конце 1979 г. в Международный год ребёнка было завершено строительство и состоялось открытие уникального здания театра, увенчанного скульптурой Синей птицы, которое и сегодня производит огромное впечатление на всех, кто хоть раз в нём побывал. Все здесь призвано вводить ребенка в мир музыки и дарить ему радость. Даже дверные ручки здесь в форме скрипичного ключа. А скульптуры легендарных музыкантов древности – Леля, Орфея, Баяна?… А зал для бесед о музыке, расписанный знаменитыми мастерами палехской живописи?… Висячие мостики, с которых герои сказок приветствуют зрителей… С самых первых минут сама атмосфера театра призвана погружать ребёнка в мир гармонии, настраивать его на восприятие музыкального спектакля. Всё большую популярность у зрителей приобретает и Детская филармония. Все чаще в самых разных уголках театра – в ротонде, верхнем фойе, на сцене Малого зала или в зале Палеха, – можно услышать старинную или народную музыку, познакомиться с различными вокальными коллективами и самыми разными музыкальными инструментами. Но главная деятельность филармонии – ежемесячные выступления в Большом зале крупнейших мастеров современного театра и кино (таких, как народные артисты России Ирина Муравьёва, Георгий Тараторкин, Александр Филиппенко и др.), которые в сопровождении симфонического оркестра знакомят юных слушателей с выдающимися произведениями мировой литературы. Одной из важных задач театра с первых дней его существования является стимулирование и развитие творческого начала самих детей. В 2010 году при театре была открыта детская студия. Выставки рисунков и отзывов зрителей, беседы о музыке в Палехском зале, зрительские конференции и многое другое ежедневно осуществляют театральные педагоги, однако размах этой деятельности значительно шире. Ежегодно в дни весенних школьных каникул проходит фестиваль-смотр "Москва – Театр – Школа", в котором принимают участие школьные театры Юго-Запада Москвы, а раз в два года – Всероссийский фестиваль самодеятельных детских любительских коллективов, посвященный памяти Наталии Сац. Но при всем огромном многообразии деятельности Первого в мире Музыкального Театра для юных главным было и остается: создание высоко профессиональных музыкальных спектаклей высоко профессиональными силами и средствами. Для этого в театре есть все возможности, и, прежде всего, – превосходная труппа, в составе которой артисты оперы, балета и симфонический оркестр.