«Ну не царица она, не царица!»
В историческом здании Мариинского театра в пятницу вечером собрались самые преданные любители и знатоки балетного искусства из обеих столиц. Дело в том, что в балете «Легенда о любви» в партии Мехменэ Бану дебютировала прима Лондонского Королевского балета Наталья Осипова. Выступление звезды раскололо аудиторию. В то время как поклонники балерины обнаружили еще одну грань таланта Осиповой, другие зрители в антрактах охотно делились мнениями о провале дебютантки на фоне отменного выступления ее «конкурентки» по спектаклю, Екатерины Осмолкиной в партии Ширин. Наталья Осипова, безусловно, является сейчас одним из первых имен в мировом классическом балете. Ее непревзойденная техника, равно как и извилистая карьера, - темы, о которых часто говорят в среде балетоманов. «Побег» из Большого театра, воцарение на несколько сезонов на сцене Михайловского, сотрудничество с Американским балетным театром и наконец - статус principal dancer Лондонского Королевского балета. Этими этапами большого пути нельзя не восхищаться. Но их же не могут и простить танцовщице завзятые поклонники других звезд. Отсюда и ажиотаж вокруг неожиданного для многих визита Осиповой в Мариинский. На самом деле эта сцена не внове для Натальи. Она несколько раз выступала здесь как в рамках балетного фестиваля «Мариинский», так и по особым случаям. В частности, зрители видели ее на сцене в партиях Жизели, Китри и Кармен. «Легенда о любви» - тот самый особый случай. Осипова сама предложила Мариинскому театру сотрудничество и за три недели выучила партию Мехменэ Бану. Конечно, срок недостаточный для вдумчивой подготовки какой бы то ни было ведущей партии. Но охота пуще неволи. И балерину можно понять: график мировой звезды напряженный, отдельного внимания требуют выступления в Пермском театре оперы и балета, в котором Осипова с недавних пор также танцует. Но, видимо, в душе артистка ощущает нехватку партий в балетах большого стиля, раз с такой жадностью впилась в образ обезображенной персидской царицы. А «Легенда о любви» Юрия Григоровича - один из примеров советского большого стиля, который остался разве что в Мариинском и Большом театрах. Выбор в пользу петербургского театра очевиден: именно «мариинская» версия второго балета в карьере Григоровича-хореографа считается в профессиональных кругах канонической. Да и танцевать в стенах Большого Наталье Осиповой наверняка более чем некомфортно. Тем не менее московский холод пробрался-таки на историческую сцену Мариинского театра. Мало того что вокруг подготовки Осиповой новой для нее партии навязчиво вились рассуждения о «несоответствии» роли Мехменэ Бану ее «физическим данным». Первый выход звезды в этот вечер сопровождало молчание публики, и это выглядело убийственно. А в первом антракте только и были слышны похвалы, которые расточались в адрес Виктории Терешкиной, выступившей в этой партии накануне. Многие балетоманы посетили сразу два спектакля - им было что сравнивать. «Ну что, как вам Осипова? - импозантная соседка по ложе смерила корреспондента «Интересанта» пытливым взглядом. - Я просто безумно люблю Наташу. Но не царица она, не царица!» И впрямь, в первом отделении мы увидели на сцене далекий от привычного образ Мехменэ Бану. Не было никакой царицы. Была женщина, которая заплатила за спасение своей сестры Ширин дорогую цену - красоту. И которая по злой иронии судьбы сразу полюбила. Некоторая жесткость была продемонстрирована Осиповой в дальнейшем. Но все равно мы видели в первую очередь слабость и хрупкость героини, ее раздавленность невозможностью счастья. И если неприязненное отношение части московской публики можно объяснить ревностными мотивами (они очень страстные, эти балетоманы), то петербургские завсегдатаи Мариинского театра явно насторожились, будучи приученными блиставшей в этой партии Ульяной Лопаткиной к предельной графичности роли и жестокости образа. Как на грех (хотя это прекрасно само по себе) в этот вечер великолепно станцевала Ширин Екатерина Осмолкина, которая порой затмевала на сцене Осипову. Осмолкина танцевала эту партию и накануне, когда вместе с Кимином Кимом, Викторией Терешкиной и Романом Беляковым буквально околдовала зал. Так что Осиповой приходилось доказывать свое право на Мехменэ Бану буквально на кончиках пальцев. И мировая прима показала-таки, что такое безукоризненная техника и чего стоят разговоры о «непропорциональном сложении». Осипову не удалось услышать - и это многого стоит на фоне стоявшего порой топота вокруг. Безусловно, Наталья имеет право и на свою трактовку образа царицы, не являющейся в первую очередь мстительной фурией. Очень приятно выглядело на сцене взаимодействие Мехменэ Бану с Визирем: Константин Зверев достойно выглядел и сам по себе в этой партии, и был хорош в качестве партнера. А вот дуэта Мехменэ Бану и Ферхада (Владимир Шкляров) в этот вечер не случилось. И это удивительно. Для Натальи Осиповой этот партнер не нов: она танцевала со Шкляровым в «Жизели» и «Маргарите и Армане» прошлым летом на его творческом вечере на Приморской сцене Мариинского театра. И вообще в этот вечер танцовщик был гораздо более активен в сольных выходах, нежели в дуэтах. Странным образом картины страсти Ферхада и Ширин дополнялись почти деревянными поддержками. Видимо, здесь что-то было связано с физическим состоянием Шклярова. Которое, однако, не помешало ему блеснуть в финальной сцене. Неровно выступил кордебалет, от которого в «Легенде о любви» многое зависит. Отточенные движения и мощь мужского состава местами соседствовали со сбиванием в пресловутую «кучу». Но всё же танцовщики дали большую фору кордебалету женскому. Особенно запомнилась сцена видения воды, когда несколько волн отчетливо стремились выйти из берегов. Вечер закончился так же нервно, как и начался. В то время как половина зрителей в неудовлетворенном состоянии поспешила покинуть зал, другая половина восторженно приветствовала своих любимцев, которым пришлось многажды выходить на поклон. Было заметно, что самой Осиповой пришлось очень несладко физически - не случилось бы у танцовщицы очередной травмы. Но свое слово в истории образа Мехменэ Бану она сказала, превратив «Легенду о любви» в очередной эпизод легенды о самой себе. И, конечно, браво Мариинскому театру, который пошел на этот эксперимент и предоставил своим зрителям возможность увидеть нежданное выступление звезды мирового уровня. Евгений ХАКНАЗАРОВ, интернет-журнал «Интересант»