«Семейная сага» с иностранным акцентом

Транзитом из Малаги, где находится филиал Русского музея, в Петербург прибыла выставка работ Алексея Явленского и его сына Андреаса Незнакомоффа-Явленского. И если картины отца российские любители живописи уже могли видеть - в 2000 году в том же Русском музее проходила его персональная выставка, то произведения сына предстанут перед ними впервые. Всего же в экспозиции, открывшейся в Михайловском замке, более ста работ этих художников и мастеров их круга, в том числе Репина, объединенных названием «Приключения цвета». С приставкой «фон» Хотя «приключениями» можно назвать и историю этой семьи. Если ее экранизировать - получится семейная сага. Основатель династии - Алексей - не просто Явленский, он «фон», да к тому же еще и потомок графа Ростопчина. Родившийся в 1864 году в Торжке, он учился у Репина и вдохновлялся работами Серова. Кстати, работы Репина, Серова, а также Грабаря и Кардовского на открывшейся выставке тоже представлены. И если смотреть, например, на женские карандашные портреты Репина, то нельзя не заметить их сходство с произведениями Явленского «российского периода». Например, его картина «Анюта» практически один в один повторяет портрет писательницы Крестовской, созданный Репиным. Может быть, так бы Явленский и остался одним из продолжателей и подражателей, но в конце XIX века он уезжает в Германию и уже там обретает свой неповторимый авторский стиль, всё больше уходя от классической живописи. Начались те самые «приключения цвета», с помощью которых Алексей выражает свои эмоции и раскрывает образы. И сегодня Алексей фон Явленский по праву считается первым русским экспрессионистом. Медитация в цвете Правда, его связь с Россией больше выражается в ностальгических заметках, отрывки из которых устроители нынешней выставки поместили на стенах залов Михайловского дворца, где она проходит. На выставках за рубежом этой связи вообще не уделяется внимания, творчество Явленского там давно рассматривается в контексте общего европейского художественного процесса. В котором его произведения выделяются особой концептуальностью. Он создал целые серии работ - «Медитация», «Мистические головы», «Абстрактные головы». Цвет в них играет определяющую роль. Тем более что с возрастом у Явленского развивается артроз и ему становится всё сложнее вырисовывать детали. В конце жизни, когда пальцы уже отказывались его слушаться, он просто привязывал огромную кисть к руке и крупными мазками создавал свои полотна. Одна из таких его поздних работ - «Большая медитация после бури» - теперь является собственностью Русского музея. Но на фоне активной творческой деятельности Явленского раскручивалась и «семейная сага». Уехав в Германию с гражданской женой Марией Веревкиной, которая была скорее, как сегодня бы сказали, его продюсером и арт-директором, чем любимой женщиной, художник завязывает роман с ее служанкой - Еленой Незнакомовой. В 1902 году у них рождается сын, названный уже на иностранный манер Андреасом. Став художником, Андреас, чтобы его не путали с отцом, возьмет фамилию матери - тоже на иностранный манер: Незнакомофф, а потом вернется к отцовской. Но его творчество навсегда останется в тени Явленского-старшего. Хотя вдохновляли Андреаса уже Ван Гог и Сезанн и картины его совсем не похожи на работы отца. Они экспрессивны, колоритны, и темперамент из них исходит какой-то южный. В Сибирь и обратно При этом Андреас Явленский очень интересовался русской культурой. И уже в начале своего творческого пути пытался рисовать русские пейзажи, ориентируясь на рассказы отца. Но вот они, гримасы судьбы: в 1941-м, в год смерти отца, Андреаса как знающего русский язык отправляют в немецкую армию - переводчиком. В итоге он, как и 2,5 миллиона солдат вермахта из числа тех, что пришли на нашу землю, попадает в плен и оказывается в Сибири. За десять лет, проведенных там, Явленский-младший, как ни странно, почувствовал корни и… начал писать русские пейзажи. В 1955-м, после отбытия наказания, он уехал в Швейцарию. И рисовал «Разгар лета на Украине» и «Локарно ночью» с одинаковым отношением. На выставке в Михайловском замке картины этого художника впервые представлены российской публике. У которой теперь есть возможность оценить творчество сразу двух представителей одной династии и почувствовать разницу стилей, при этом в чем-то неуловимо схожих. Что же касается связей с Россией, то приехавшая на открытие экспозиции из Швейцарии дочь прожившего десять лет в Сибири Андреаса - Ангелика Явленская-Бианкони уже не знает ни одного слова по-русски. Но с энтузиазмом относится к тому, чтобы познакомить российскую аудиторию с творческим наследием деда и отца. Анна ВЕТЛИНСКАЯ, интернет-журнал «Интересант» Фото автора

«Семейная сага» с иностранным акцентом
© Интересант