Каждый снимок - на вес платины
В музейно-выставочном центре «Росфото» открылась необычная экспозиция. На ней представлено 80 фотографий, выполненных с помощью планинотипии. Выставка получила название «Наедине». И впрямь - между зрителем и представленными на выставке пейзажами ничто и никто не стоит. Даже сам фотограф Анатолий Черкасов добровольно самоустраняется из возникающего диалога человека и окружающего его мира. Именно такие ощущения рождаются и при просмотре картин великих русских пейзажистов - Шишкина, Левитана, Куинджи и других - чье мастерство до сих пор погружает ценителей живописи в непосредственное созерцание, рождающее чувство первозданного единения с природой. Конечно, это признак великого мастерства. И в этом смысле выставка в «Росфото» уникальна. Главная особенность представленных работ - редкая в наши дни техника. Метод платинотипии заключается в использовании контактной печати с применением солей платины и палладия. В результате получаются отпечатки черных и коричневых тонов с потрясающей глубиной изображения и завораживающими многочисленными переходами света и тени. Для пущей наглядности попытаемся вырваться за пределы скучного технологического описания. Платиновую бумагу фотограф изготавливает самостоятельно, промышленно она не производится. Метод контактной печати - единственный пригодный для платинового фотопроцесса - подразумевает, что размер негатива соответствует размеру оттиска. А это значит, что фотограф запечатлевает все красоты, будучи обремененным тяжеленной и громоздкой камерой «с мехами». Любая цифровая обработка снимка исключена. Наградой становятся работы с исключительной детализацией и непревзойденной шириной тонального диапазона. Изображение, полученное методом платинотипии, не выцветает и, при условии применения качественной и прочной бумаги, может храниться до тысячи лет. По крайней мере, так заявлено архивистами - в реальности возможность проверки этого факта еще никому не предоставлялась. Но то, что нет никакого сравнения с обычными отпечатками, которые скручиваются, желтеют и спустя несколько десятилетий имеют в прямом смысле бледный вид, - очевидно. Как бы там ни было, с помощью платинотипии появляются в высшей степени драматические и глубокие снимки. И эти качества поднимают фотографии к вершинам мастерства изображения, максимально приближая работы по силе воздействия на зрителя к лучшим образцам природного и городского пейзажа. На выставке мы видим, с одной стороны, те же шишкинские или левитановские картины с их таинственными лесами и энергетически заряженными просторами. С другой стороны, Анатолий Черкасов, конечно же, не повторяет сюжеты великих художников, но развивает заданную высокую планку созерцательности на другой, вроде бы совсем не подходящей натуре. Родившийся в 1935 году в Донбассе фотограф работал в шахте, а после трудился в сельском хозяйстве Подмосковья. И в его работах сюжеты, посвященные труду земледельцев или просторам Восточной Украины, становятся не моментальными слепками реальности, а медитативными ключами, которые помогают глубоко проникнуть в суть изображенного, зафиксировать в сознании время и место сюжета, одновременно связав его с вечностью. Это всё высокие слова, но работы, представленные на выставке, напрочь лишены пафоса или надуманности - как и подобает настоящим произведениям искусства. На однотонных и часто темных снимках нет чернухи, «многозначительных» недосказанностей или вымученной, искусственной игры со светом. Родная автору земля парит рассветными лугами, играет речными излучинами, просвечивает сквозь окна-бойницы поруганной церквушки. А ставшее в последнее время затасканным понятие «дорога к храму» на снимках Черкасова превращается в путь - безо всяких банальностей и фальшивой «народности». Фотограф запечатлевает не только Россию. На выставке представлены работы, сделанные в Японии, Камбодже, Италии, Китае и других странах. Проект «Наедине» уже был представлен в январе в Центральном доме художника на Крымском Валу, многие работы вызвали большой интерес отечественных и зарубежных коллекционеров. Оценить технику платинотипии петербуржцы смогут в выставочном центре «Росфото» до 8 апреля. Евгений ХАКНАЗАРОВ, интернет-журнал «Интересант»