Редкий Гайдн долетел до Петербурга

Академия молодых певцов представила в пятницу вечером на сцене Концертного зала Мариинского театра оперу-сериа Йозефа Гайдна «Необитаемый остров». Премьера оказалась неожиданно смешной, а также укрепила своим появлением связи театра с азербайджанскими коллегами. «Необитаемый остров» - настоящий музыкальный деликатес, который практически невозможно встретить в афише не только российских, но и ведущих мировых театров. Услышать этот маленький шедевр тоже сложно. Разве что слушатель попадет на концертное исполнение или получится достать диск. И в этом смысле Мариинский театр преподнес меломанам отличный подарок. Гайдн написал эту оперу в нечастом жанре azione teatrale (театральное действо) для возглавляемого им придворного театра князя Николая Эстерхази. Все каноны соблюдены: небольшое количество героев - всего четыре, отсутствие хоров и редкие ансамбли (в этом произведении таковым является только финальный квартет). Сюжет, также в соответствии с канонами жанра, рассказывает об испытаниях, которые делают человека лучше в процессе преодоления трудностей и страстей. История на самом деле не бог весть какая складная. Некто Джернандо (Дмитрий Воропаев) высаживает для отдыха на уединенный остров свою жену Констанцию (Эвелина Агабалаева) и ее малолетнюю сестру Сильвию (Анастасия Донец). Пока они восстанавливают силы, Джернандо попадает в лапы пиратов, которые пленяют его на долгие 13 лет. По истечении оных несчастливец вместе с другом Энрико (Ярослав Петряник) возвращается на остров для поисков брошенных девушек. Констанция таит зло на мужа, считая его предателем. Но, узнав все обстоятельства, падает к нему в объятия. Сильвия и Энрико тоже любят друг друга. Вот, собственно, и всё. Как видно, особо изображать на сцене нечего. Но все же в Мариинском-3 нам предъявили не концертное исполнение, а вполне сценический вариант. Юный режиссер Алексей Смирнов, не обладающий пока сколько-нибудь значимой профессиональной историей, вышел из положения достаточно остроумно и с минимумом усилий по части декораций. Из реквизита - огромный ковер-карта, обозначающий сам остров, бутафорские ручная олениха и парусник - герои возят их за собой на веревочке. Зритель вправе ожидать, что при всем лаконизме постановки, что-то да должно выстрелить. И он не ошибется. Мановением руки карта раскрывается, превращаясь в финале в милую девичью гостиную. А несчастная брошенная Констанция, пропевая свои жалобы на коварных мужчин, рисует на постылом берегу криминальную обводку трупа, в которую картинно грохается в обморок, завидя долгожданный мужской силуэт. Сцена лишения чувств полна юмора - зрители не стесняются смеяться, что для романтической и изначально вовсе не комической оперы факт нечастый. Об исполнительском уровне. За исключением Дмитрия Воропаева, который успешно обосновался в основном составе оперной труппы Мариинского театра, остальных исполнителей трудно назвать состоявшимися певцами. Ярослав Петряник был не вполне убедителен в единственной и очень сложной арии Энрико, а сопрано Эвелины Агабалаевой воспринималось немного придушенным. Увереннее провела свою партию Анастасия Донец, и на сцене певица была очень живой. Но все эти исполнители молоды, у них большие возможности для практики, которая поможет им отточить свой талант. А энтузиазм на сцене они продемонстрировали отменный. И, в конце концов, на то и существует Академия молодых оперных певцов, чтобы возрастать методом проб и ошибок. Это ведь не телевизионное песенное шоу, на котором лепят «звезд» за пять-шесть передач. Самым прекрасным в этот вечер была, конечно же, музыка Гайдна в исполнении оркестра под управлением азербайджанского дирижера Джавада Таги-заде. Увертюра к «Необитаемому острову» сама по себе является впечатляющим сочинением. Оркестр исполнил ее, как и всю оперу, на эмоциональном подъеме. Постановка была осуществлена при поддержке Фонда Гейдара Алиева, а Джавад Таги-заде стал первым после почти 60-летнего перерыва азербайджанским музыкантом, занявшим место за дирижерским пультом в Мариинском театре. До него в Кировском театре в 1960 - 1961 годах пост главного дирижера занимал Ниязи Таги-заде-Гаджибеков. Сам факт восстановления такой музыкальной преемственности стал поводом для большой радости представителей местной азербайджанской диаспоры во главе с генконсулом этой страны в Санкт-Петербурге Султаном Гасымовым, который присутствовал на премьере. Диаспора, кстати, в Петербурге очень влиятельна - в первую очередь благодаря близким отношениям губернатора Полтавченко с ее главой - петербургским олигархом Вагифом Мамишевым. Вагиф Имамович не только занимает пост советника Георгия Сергеевича по национальным вопросам, но и рулит многими культурными процессами в нашем городе. Например, он является бенефициарным владельцем такой вполне себе «культурной площадки», как ДК им. Ленсовета. Правда, перестроить или снести его пока, как это ни обидно, не удалось. А вот еще один бывший очаг культуры - кинотеатр «Спутник» напротив станции метро «Ломоносовская» - структуры Мамишева буквально на днях снесли подчистую. Там, с санкции губернатора, будет выстроен красивый многоэтажный торговый комплекс. Интерес к культуре проявляют и родственники Мамишева. Например, его 30-летний племянник Низами Адилханович в 2016 году получил должность заместителя главы администрации Красносельского района по вопросам культуры и спорта. Но, возможно, вскоре он займется более серьезными вещами - если верить слухам, племянник рассматривается в качестве одного из главных кандидатов на замену Эльгизу Качаеву, нынешнему председателю Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка. Мы это к тому, что политика и культура в нашем городе очень даже переплетены. И в Мариинском театре, судя по нынешней постановке, это учитывают. В конце концов, его руководители не на необитаемом острове живут, как герои оперы Гайдна. Константин КАЮКОВ, интернет-журнал «Интересант»

Редкий Гайдн долетел до Петербурга
© Интересант