«Мотивы деревенской жизни» художника Юрия Григорьева
Завтра, 1 марта, откроется персональная выставка Юрия Григорьева в Галерее «На Пушкинской». Анонсируя ее, редакция ПроОрен поговорила с заслуженным художником России, членом Союза художников России и просто талантливым живописцем. Почти половину жизни художник провел в своем деревенском домике среди атмосферы, что натолкнула его на сюжеты этих картин, которые и стали главным лейтмотивом выставки. Мы поговорили о том, что вдохновляет, о том какие люди живут в глубинке и почему Юрий Григорьев так проникся любовью к деревенским жителям. - О чем будет ваша предстоящая выставка? - В основном это будут работы узкой темы – «Мотивы деревенской жизни». Название это возникло неожиданно, я сделал триптих. Он, кстати, будет на выставке. Там левая часть называется «Собаки», я на велосипеде еду, а на меня собаки деревенские нападают. Центральная часть – «Рыбак», а справа женщина грибы собирает. То есть все о той сельской жизни. Когда 35 лет назад мы купили домик в деревне Петропавловке, там такая красота открылась для меня. Вот в городе не мог никак начать писать, потому что город есть город, и это не мое. Писал какие-то тематические портреты, но не раскрывался. Представляете, жить полгода в деревне: круглые сутки и ночь звездная, и природа вокруг. Я увлекся пейзажами и длительное время писал только их. Я там много за местными жителями наблюдал, мне стало так интересно. Думаю, дай-ка я все-таки и этому уделю внимание. Постепенно так и накопилось работ 45, но сама тематика разная у всех. И обнаженные мужики тянут бредень. Все, что там есть – мои наблюдения. Вот с ними мы ходили на Сакмару, она тащили рыбу сетью. Потом писал мужика-рыбака с удочкой, ему вот хочется иногда отойти от домашних дел, он на речку уходит и сидит на берегу. Там ничего не ловится - ну, сиди с удовольствием. Вся выставка исключительно про жизнь в деревне. Правда, есть пейзажи, даже пара натюрмортов. Я ходил вокруг дома и травы разные срезал, тот же чертополох. Домашние мои надо мной смеялись: «Для чего это? Зачем?». А я связывал и сушил, с них и написал ряд картин, они такие пластичные, колючки вот эти. Какая красота необыкновенная в них. - А кто теперь живет в деревнях, какие люди? - Что интересно, деревенские люди – их сразу отличишь. Появится сейчас в городе кто оттуда, не принаряженный, а вот в обычном виде, и заметишь его сразу. Мы иногда за продуктами ездим в Чебеньки на рынок, я выхожу, и вот они, настоящие люди деревенские. Это на них накладывает отпечаток единение с природой, с землей. У них же вся жизнь у земли, кстати, в картине все они на фоне ее. Их жизнь связана с тяжелым физическим трудом, они ведь так и будут пилить лес на дрова, сажать огороды и вести хозяйство. Для меня деревня – это все. - За что вы так их полюбили? - Да вот и не знаю вовсе. Я из дома в мастерскую, оттуда в выставочный зал. Практически ни с кем не общаюсь, у меня даже соседи по квартире деревенские люди. Что интересно, по секрету только вам скажу, на выставке будут две «городские картины», но на них мои соседи, а они жители из глубинки. Душевные это люди, родные. Кстати, вот на триптихе слева «Собаки», а в центре «Рыбак». Там интересная история была, связанная с написанием картин. Вот у мужичка-рыбака в деревне была дворняжка Шарик. Вот он прибегал к нам во двор, все мы его привечали, и он как-то привык к нам. За своих принимал. Еду как-то я на велосипеде с магазина, хлеб купил, а на меня набросилась стая собак. Так Шарик увидел это, а дом его далеко-далеко, как он мчался ко мне на встречу. Он всех собак разогнал от меня и до дома пошел провожать. Мы как дошли, я ему говорю: «Шарик, ну заходи». Он постоял и пошел домой. И таких эпизодов много, которые показывают всю суть этой жизни. Справедливой, семейной и наполненной. За это все и люблю, наверное. С тех пор прошло несколько лет. Рыбак умер, Шарик бесследно исчез, а Юрий Петрович снова вернулся в свою городскую квартиру. Сегодня в своей мастерской в центре города он продолжает рассказывать нам свои ностальгические истории и рьяно заявлять, что его жизнь - это искусство!