«Страшно за будущее детей». Народница выступила против концертов Элджея

Руководитель липецкого фольклорного ансамбля «Вера» Екатерина Григорьева выступила против концерта в своем городе популярного хип-хоп исполнителя Элджея, песни которого, по её мнению, растлевающе действуют на неокрепшие детские души. Эта история облетела весь интернет, и пока не ясно, чем она закончится. «АиФ-Черноземье» поговорил с Екатериной не только о кумирах молодёжи, но и о традиционной культуре и её роли в жизни каждого человека. Виноваты взрослые Екатерина Деревяшкина, «АиФ-Черноземье»: Чем вам не угодил Элджей? Екатерина Григорьева: До недавнего времени я вообще не знала, кто такой Элджей. Знакомство с творчеством этого человека произошло случайно. У меня есть младший сын — ему 17 лет. Мы с ним любим дискутировать на разные темы. И вот однажды у нас завязался спор о культуре, и он мне сказал: «Мама, какая культура, о чём ты?! Набери в интернете самые популярные треки, и ты увидишь «культуру своей великой страны». В разделе «популярная» в соцсети в первых рядах высветился этот исполнитель. А после того, как сын поставил мне его песни, я стала краснеть, бледнеть и возмущаться, что почти в каждой строчке — мат и похабщина. На это он мне заявил: «Это вы, взрослые, виноваты в том, что позволяете такое «производить», что это звучит везде, и дети растут на этой «культуре»! Это всё происходит с вашего молчаливого согласия! Элджей приедет к нам в город с концертом и будет выступать в клубе. Что ты сможешь сделать с этим? Ничего!» Меня переполнило негодование, и я решила написать письмо депутату с просьбой запретить концерт музыканта в Липецке или хотя бы ввести возрастные ограничения 18+. Взрослые пусть слушают, что хотят, но дети... то, что мы сейчас в них заложим, то в будущем и получим. Откуда, по-вашему, берутся Шурыгины и мужья, отрубающие своим жёнам руки? Мы же сами их и создаём! — Вы не преувеличиваете? Вкусы молодёжи всегда отличались от музыкальных предпочтений старших поколений. — Нисколько! Тексты этих песен просто шокируют! А ведь основная аудитория слушателей Элджея и подобных ему исполнителей — дети 10-13 лет. В этом возрасте только формируется восприятие мира, собственная шкала ценностей. Если сейчас они будут думать, что это в порядке вещей, то говорить им потом о добре, чести, уважении к женщине будет бесполезно. — Но ведь у детей есть родители. Вы думаете, они сами не смогут оградить их от подобного? — Во-первых, родители не всегда в курсе того, что слушают их дети. А во-вторых, как от такого можно оградить, если оно везде — не только в интернете, но и на радио, и на телевидении? Людям это буквально навязывают. Недавно, например, Элджея показали на федеральном канале с рекламой его гастрольного тура по 50 городам России! Зато хотели запретить мультфильм «Ну, погоди!» якобы из-за наличия в нём сцен курения. Но мы-то как раз на этих мультиках выросли нормальными людьми, а вот какое поколение вырастет на этих песнях — неизвестно, если уже сейчас, судя по отзывам в соцсети, его юные фанаты готовы разорвать и линчевать каждого, кто посягнет на их кумира. Деградация идёт полнейшая! Где душа народа? — Почему, на ваш взгляд, музыка так сильно может повлиять на общество? — Потому что русский народ традиционно песенный. Песня сопровождала человека на всём его жизненном пути. Рождался ребёнок — ему пели колыбельную. Рос — пели «потешки». Сидела девочка с матерью за прялкой, мальчик с отцом работал в поле — тоже пели. Сбор урожая, свадьба, похороны, любой праздник и событие — всё сопровождалось песней. В ней был заложен глубокий смысл и народная мудрость. В музыкально-поэтический форме преподносились и усваивались все незыблемые нравственные истины. — Как много мы потеряли, порвав те нити, которые связывали нас с традиционной культурой? — Очень много. Так, как потерял русский народ, не потерял больше никакой другой. Возьмите малочисленные народы Севера, Сибири, Дальнего Востока — представителей некоторых из них осталось меньше тысячи человек. Тем не менее им всем, в отличие от нас, удалось сохранить быт и традиции своих предков. Тут дело ещё в том, что с исконной русской культурой во времена советской власти велась настоящая идеологическая борьба. Народная песня в те годы сильно пострадала. В какой-то момент произошла подмена понятий. То, что населению преподносилось под названием «народное», на самом деле таковым не являлось. — Что вы имеете в виду? — Я имею в виду «поющие рты» в кокошниках и театральных костюмах, не имеющих ничего общего с народными. На подмостках сцены обитала, как правило, выхолощенная, а не подлинная русская культура. Возможно, именно это и оттолкнуло от неё многих людей — они просто не слышали настоящих народных песен. Очень мало, к сожалению, осталось и живых носителей фольклора. — А какие они — русские песни? — У них даже звучание другое: они многоголосые, многослойные по мелодизму и по глубине смыслового наполнения. Однако современному человеку не всегда понятные, потому что наше ухо от них отвыкло. Но как только мы начинаем их слушать, внутри что-то просыпается, и вот — за отдельными звуками мы уже различаем слова, понимаем их смысл. В нас это заложено генетически. Не зря народные песни называют генетическим кодом народа, его душой. — И люди сегодня готовы слушать народную музыку? — Да! Вы бы видели, как у ребятишек горят глаза. И такая реакция не только у детей, но и у взрослых. Мужчины на наших концертах стоят и рыдают. Потому что народная песня задевает самые тонкие струны человеческой души. Неправда, что она неинтересна, — интересна, просто сегодня ей сложно пробиться к широкой публике. Всё решают деньги... Вот поэтому мы и видим на сцене таких исполнителей, как Элджей. — Как же привить интерес молодёжи к традиционной культуре? — Должна быть целенаправленная государственная политика. Нужно пропагандировалось народную культуру, начиная с детсадов и школ. Поддерживать фольклорные коллективы, особенно детские. И, конечно, надо, чтобы родители обратили внимание на своих детей — всё начинается с семьи. Какое семя мы посеем, такие плоды и взойдут. Я не призываю всех слушать только народные песни, есть немало другой хорошей музыки. Я, например, росла на песнях Высоцкого, Эдит Пиаф. Но музыкальные предпочтения современной молодёжи лично меня повергают в ужас. По-моему, пора объявлять чрезвычайное положение, ведь в опасности наши дети. Я считаю, по этому поводу должна высказаться вся культурная общественность страны. Нельзя молчать! Запретить нельзя оставить «АиФ-Черноземье» собрал мнения земляков Екатерины об Элджее в соцсети. Ольга Х.: «Не нужно это нашей молодёжи. Это уродует психику человека. Такое нужно вообще запрещать по всему миру». Антон П.: «Всё должно быть в рамках закона. Что значит запретить? Люди сами решат — можно это слушать или нельзя. А политика в молодёжной и культурной сферах нужна в принципе». Анастасия И.: «Самое страшное, что это слушают дети! Им это нравится, и они этому подражают! И что вырастет из этого поколения потом?!» Елена В.: «Даже Пушкин, Есенин писали неприличные стихи! Молодым нравится — пусть ходят на концерты, не нужно никого запрещать». Роман Т.: «Совершенно согласен — нам это не нужно. Всему должен быть моральный предел». Юрий А.: «Слишком много внимания уделяете этому отрицательному персонажу. Кому надо, тот и так найдёт, где его послушать. Меньше обсуждать, и через месяц многие не вспомнят, кто он такой».