Пушкин помогает. Праправнучка поэта - о вдохновении, дисциплине и музыке
2 марта в Калининграде, в Кафедральном соборе, будет петь Наталья Павлова - русская оперная певица, вышедшая замуж за итальянского журналиста , писателя и поэта Давида Колантони. Она и сама потомок Александра Пушкина. Говорим о том, как относятся в мире к русским артистам, и о гениях, живущих среди нас. Мы похожи Евгения Бондаренко, KLG.AIF.RU: - Для многих из нас Александр Пушкин - классик с портрета в кабинете литературы, а для вас - двоюродный прадедушка (Лев Пушкин, брат поэта, - её прадед). Что вы чувствовали, когда учили его произведения в школе? Наталья Павлова: - В детстве не видела в этом ничего особенного. Уже когда стала певицей, так получалось, что самые важные события моей жизни были связаны с Пушкиным. Например, со сценой письма Татьяны из «Евгения Онегина» я попала в театр к Анатолию Васильеву в Москве. С Владимиром Юровским спела в опере «Борис Годунов», затем - в спектакле Анатолия Васильева «Каменный гость». Я не выбирала, так совпало. Так что, в конце концов, стала думать, что предок мне помогает. Настоящее осознание того, как важна для меня русская культура, пришло, когда вышла замуж и оказалась вдали от Родины. - Насколько ценят в мире российских артистов? - Для Италии, несмотря на все санкции и политические неурядицы, Россия остаётся неким культурным символом. Муж говорит: когда появятся дети, будем учить их музыке в России. Нашу инструментальную школу, композиторов уважают во всём мире. Современный композитор Владимир Мартынов, я считаю, - гений, живущий среди нас. Это его музыка звучит в финале фильма Паоло Соррентино «Великая красота». Я участвовала в телепередаче, посвящённой России, на главном итальянском телеканале. Исполняла Гимн России. Было очень приятно, как представляют страну. Рассказали об истории, ведущих режиссёрах, культуре. Мы чем-то похожи. Кстати, я в театре «Эрмитаж» буду ставить спектакль «Король-пастух» на музыку Галуппи. Он был написан по заказу Екатерины Великой и сыгран 250 лет назад, во время её коронации в Петербурге. Соседи стучат по стене - Вы не вписываетесь в стереотип о том, как обычно выглядят оперные певцы... - Сила голоса зависит не от комплекции, а от техники пения. Вспомните Натали Дессе - она тончайшая. А какой голос! Она ещё танцует одновременно - настоящий акробат на сцене. Я считаю, техника пения должна быть максимально приближена к природе. Посмотрите на маленьких детей, которые так громко кричат. В голосовых связках, в гортани - огромная сила. Для голоса важен здоровый сон (я сплю не меньше 9-10 часов) и правильное питание. Занимаюсь спортом, чтобы быть в форме. Но не это главное. Пение, умение жить в роли - не совсем рациональный процесс. Нужно вдохновение. Поэтому я благодарна судьбе за то, что живу в Италии. Провожу много времени среди великолепной архитектуры, природы, картин. После этого концерты идут на подъёме. Мне повезло: моя семья в Риме любит слушать, как я занимаюсь. А вот в Москве, куда приезжаю, соседи начинают стучать по стене. - Многие думают, жизнь оперного артиста - сплошной праздник: высокие гонорары, аплодисменты, цветы. Так и есть? - Чем более ты известен, тем сложнее жизнь. График напряжённый, разные роли, постоянные перелёты. Высокие гонорары абсолютно адекватны работе и издержкам. - Как вернуть интерес россиян к классике: музыке, литературе? - Процесс некой меркантилизации общества сильно затронул и Европу. Рынок диктует рыночные ценности. Их внушают и массмедиа. Люди теряют себя, свои ценности. Это и у нас происходит. С этим надо бороться. - Знаете способы? - Читать Пушкина, ходить на концерты... Больше времени проводить в тишине, заниматься самообразованием, учить этому детей. Стараться жить в полную силу, выходя за рамки, которые диктуют обстоятельства.