Преданья старины глубокой звучат вполне современно

Московский Государственный историко-этнографический театр отмечает свое тридцатилетие. Обозреватель «ВМ» пообщалась с художественным руководителем и режиссером театра Михаилом Мизюковым. - Михаил Александрович, ваш коллектив — достаточно редкое явление на театральной карте современного мегаполиса. В чем ваша изюминка? - Наш театр был создан три десятилетия назад молодыми актерами, выпускниками Театрального училища имени М.С.Щепкина. Но очень быстро постановлением Правительства столицы мы были преобразованы в Московский Государственный театр. В девяностые, пока не было своего помещения, много ездили на зарубежные гастроли: нас активно приглашали страны Европы. Думаю, что интерес к нам был и остается столь высок потому, что театр представляет собой уникальную смесь: мы все - профессиональные драматические артисты, но в наших спектаклях органично сочетаются историческая и народная драматургия, классическая режиссура и эстетика фольклорного театра. А еще - песенное многоголосие, древние музыкальные инструменты, яркие этнографические костюмы. Такие театры можно пересчитать по пальцам во всем мире. Причем, у нас ведь нет классического разделения на драматическую группу, инструментальную, танцевальную и хор. Наши артисты универсальны. - Один из ваших наиболее известных спектаклей «Снегурочка» по Островскому поразил зрителей тем, что в отличие, от других постановок всего мира, у вас звучали истинно народные песни, заложенные у Островского... - Да, все как-то привыкли к тому, что обычно в спектакле звучит музыка Чайковского, Римского-Корсакова, или и вовсе современная, а мы попытались передать аутентичное многоголосное подлинное звучание этих песен. И, кстати, если взять любой наш спектакль , например, «Тушино» А. Н. Островского, «Каширскую старину» Д. В. Аверкиева, «Любовную фиерию» Леси Украинки - там везде органично представлены народные композиции. - А каким новым спектаклем вы встречаете свой юбилей? У нас свежая премьера — «Музыкальное путешествие». За эти годы мы объездили мир, побывали в Грузии, Испании, Польше, Германии, Голландии, Франции, Болгарии, Корее и многих других странах. В новом спектакле совершится экскурс в историю этих путешествий, воскрешаются культурные особенности каждой страны, ее песни и танцы в сопровождении аутентичных музыкальных инструментов. Кроме того, сейчас мы выпускаем спектакль «Воевода» («Сон на Волге») – комедию в стихах А.Н.Островского, написанную в 1865 году. Это - картины народной жизни второй половины XVII столетия, богатая панорама народных типов и русского быта – все с размахом! Будет занята вся труппа. Кстати этот спектакль в свое время шел на сцене Малого театра, о нем легенды ходили. В нем играли великие Ермолова и Южин. Но его нигде сейчас не увидешь, постановка забыта. А материал этот замешан на народной почве. Действие проиходит во времена Степана Разина. Одновременно присутствует очень острая тема отношений между властью и народом – так что нам есть играть. - А вы не боитесь упреков в некоторой декоративности ваших постановок? - Мы никогда не делали декоративных спектаклей. Это- не музейный экспонат, хотя музеи тоже ведь разные бывают. Бывают такие, что заходишь и надолго там остаешься, для тебя все в них - живо и трепетно. И наверное, наш театр тоже такой: мы хотим оставаться живыми и современными, несмотря на то, что действие в большинстве спектаклей происходит несколько столетий назад. Мы всегда ищем то, на что откликнется душа и сердце нашего сегодняшнего зрителя.

Преданья старины глубокой звучат вполне современно
© Вечерняя Москва