Войти в почту

Счастливое волнение и риск премьеры

Гала-концерт закрытия XI Сочинского фестиваля представил яркую разнообразнейшую программу в духе самого себя. Смело соединив классику с авангардом, умело сделав соседями "Рококо" Чайковского и "Across Differences" Синглетона, "дав слово" сольной маримбе и виолончели, валторне и скрипке, "не покидающая свою планету" команда Башмета до последнего экспериментировала. Под занавес, не побоявшись испортить "послевкусие" фестивального праздника, который в нынешнем году, возможно, получился даже в чем-то интереснее юбилейного, Башмет и его men in black исполнили аж три никому не известных произведения в одном концерте. "Я одинаково со слушателями беру на себя риск премьеры. Это не значит, что обязательно каждому должно понравиться произведение. Но, безусловно, кому-то оно точно понравится, " — прокомментировал выбор музыкальных премьер Юрий Башмет на итоговой пресс-конференции фестиваля. Фото: Алексей Молчановский Подготовить три премьеры разноплановой музыки к одному выступлению — сложная задача для любого "взрослого" коллектива. На одиннадцатом году жизни фестиваля очень заметно профессионально подросли и окрепли башметовские "саженцы" — Всероссийский юношеский симфонический оркестр под руководством Башмета — которые он пестует с большой педагогической любовью. "Самое замечательное, что текст не только у меня трудный, но и у детей в оркестре. И они это все выучили. Это производит огромное впечатление, что они такую музыку играют профессионально и точно," — радуется наставник Юрий Абрамович. Всероссийский юношеский симфонический оркестр под управлением самого маэстро и испанского дирижера Алексиса Сориано, помимо премьер, в концерте исполнил музыку Чайковского, Рихарда Штрауса, Изаи, Живковича, Пуччини, аккомпанируя солистам и выказывая понимание особенностей стиля, звука, штрихов разных эпох и традиций, проявляя опытность оркестрового музицирования. А сложная музыка современного американского автора Синглетона, судя по ритмичеким нагромождениям у всех инструментов и групп, сперва с трудом "расковыривается" при разучивании, и потом еще не ложится на ухо — подтверждение высокой профессиональной пригодности молодых музыкантов. Фото: Алексей Молчановский "Путешествие по оркестру" Кузьмы Бодрова содержит идею, схожую с "Путеводителем по оркестру" Бриттена и "Петей и волком" Прокофьева. Знакомство с инструментами и группами оркестра проходит на фоне вариаций на тему 24 каприса Паганини. Известная мелодия преломляется в каждой вариации по-разному, примеряя на себя тостиль барокко, то наряд венских классиков или романтиков, то одежды XX века. Шагая по всем эпохам и демонстрируя разные группы симфонического оркества, тема, наконец, объединяет всех и вся в финальном вальсе. "Вдохновляясь звучанием этого великолепного юношеского оркестра, с которым у меня произошло тесное знакомство на прошлом фестивале, я старался максимально интересно изобразить каждый инструмент, умение играть сложные пассажи и кантилену. Я пришел на репетиции, когда оркестр уже все играл. У меня и замечаний-то не было. А когда встал за пульт Башмет, он вдохновил всех, сказав какие-то важные детали, которые может сказать только он. Вершина мастерства в том, что Башмет говорит одну фразу, и в звучании оркестра появляется дух Моцарта, другая фраза — и эффект барокко. В чем секрет этих импульсов? Перед премьерой я испытываю приподнятое счастливое волнение," — признался автор. Также по заказу фестиваля было написано сочинение Валерия Воронова "Концерт для альта с оркестром". "Пожелание от маэстро было использовать большой оркестр. Концерт для альта с оркестром — это очень общее название. В процессе сочинения я понял, что "добавлю" буддизма и назову так: "Конченджанга. Пять сокровищ великих снегов". Это третья по высоте гора в Гималаях, кторая являлась сюжетом более 30 картин Рериха. Такое название — само по себе уже музыка, хотя это дословный перевод Конченджанга с тибетского. Это меня инспирировало, вдохновило на сочинение. Нетипичное произведение, консонантность которого основана на спектре трех основных тонов — фа, ми бемоль и ля бемоль. Двадцать одну минуту слышатся только звуки этого спектра и больше ничего. Сам не знаю, почему я так написал," — рассказал слушателям пре-концертов автор. Фото: Алексей Молчановский "Я очень рад, что судьба нас так свела, и Валерий Воронов написал специальное произведение для сочинского фестиваля. Я еще не до конца сам знаю, о чем оно. Совершенно незаезженный музыкальный язык создает невероятное состояние и атмосферу," — отметил Башмет. Этим сочинением завершился гала-концерт и одиннадцатый сочинский фестиваль. Оно приятно уравновесило интенсив программы всего вечера, умиротворив генерирующую энергию завершившегося фестиваля.

Счастливое волнение и риск премьеры
© Ревизор.ru