21 февраля в концертном зале ЦДХ состоялась премьера спектакля-концерта "Гамлет. Story". Композитор и скрипач Алексей Айги с помощью музыки, поэзии, замечательных актеров рассказывает истории о том, как путешествуют герои классических произведений во времени и в пространстве. В спектакле "Гамлет. Story" все три актера: Сергей Чонишвили, Сергей Шнырев и вошедший в команду Алексей Кравченко играют Гамлета, поочередно произнося его монолог "Быть или не быть?". Все они - очень разные по темпераменту, типажу, внешности, но в каждом из них мы узнает принца Датского. Для зрителя, который хорошо знает первоисточник, возможно, несколько непривычно, что худой - Сергей Шнырев предстает в образе Гамлета: принц ведь был тучным. Но измученный, истерзанный, чужой и неприкаянный Гамлет Шнырева - до боли узнаваемый персонаж. Спектакль показывает тернистый путь Гамлета, в результате которого он все еще пытается ответить на вопрос: "Быть или не быть?". Герои, читая стихи Уильяма Шекспира, Иосифа Бродского, Давида Самойлова, Арсения Тарковского, Бориса Рыжего, Бахыта Кенжеева, Дмитрия Пригова и Сергея Чонишвили, попадают в другие, современные обстоятельства, где вместо Замка - коммуналка, а вместо Офелии - бедная провинциальная девочка, и вопрос "быть или не быть?" нередко теряет свою актуальность. Наш компьютерный век требует быстрого, мгновенного решения, и здесь не до философских размышлений. "Гамлет. Story" о том, что принц Датский никуда не делся - вечный герой, который осознанно встает на тропу войны, мести, наказания, жестокости и смерти, только делает это уже машинально. Без долгого мучительного анализа. Музыка Алексея Айги, его скрипка, доносят до зрителя всю боль, которая терзает Гамлета, и всю нежность его души. Он - хороший, добрый, умный человек, и мы таким его видим в спектакле, и такой он был у Шекспира, но из-за его действий в трагедии - восемь трупов. Эту цифру жертв Гамлета озвучивает Сергей Чонишвили. Восемь трупов, включая Офелию, школьных друзей Гамлета Розенкранца и Гильденштерна, и самого принца. Франц Кафка называл "Гамлет" - "кровавым детективом". Спектакль "Гамлет. Story" предоставляет публике возможность переосмыслить итоговое решение героя. "Быть или не быть" для него - значит "честь" или "бесчестие". Он выбирает честь, которая состоит для него в том, чтобы "отомстить за честь и жизнь отца", и становится убийцей. Поскольку Гамлет Сергея Чонишвили, Сергея Шнырева и Алексея Кравченко местами современный, да, еще не в королевском интерьере, а в убогой коммуналке, то нередко он вызывает жалость и даже насмешку. Лейтмотивом звучат строки Арсения Тарковского "Ты должен стать самим собой". Вчерашний студент, юноша Гамлет прежде, чем судить других, и убивать, должен был найти себя, а он этого не сделал, не успел, поспешил, - и эту трагедию личности мы видим в спектакле-концерте. Действие спектакля-концерта разворачивается в трех измерениях: на сцене, в музыке и в кино. На большом экране каждый из актеров, играющих Гамлета, ищет правильное решение, действуя под давлением жестких обстоятельств. Алексей Кравченко, сыгравший немало бойцов спецназа, в своем сюжете с оружием в руках, на войне. Для него вопрос "Быть или не быть?" - риторический. Он выполняет задания командира. Герой Кравченко - Гамлет по сути, характеру сын солдата. Война была в Датском королевстве, и война продолжается. Гамлет не пацифист. Точнее, по своей природе он - самый мирный и гуманный человек, но в процессе раздумий приходит к выводу: "чтоб добрым быть, я должен быть жестоким" (из трагедии Шекспира). Гамлет поставил долг сына, возможно, ложный долг превыше милосердия и прощения. Результат - восемь трупов, и война, которой нет конца и края. ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Юлия Борисова. Молчание Турандот

Гамлет в поиске себя
© Вечерняя Москва