Ирина Яськевич: "Подготовка к фестивалю и участию в нём — бесценный опыт для любого артиста"
В третий раз Новосибирский театральный институт проводит фестиваль, приглашает гостей. Что изменилось за эти годы? Фестивали, как известно, делятся на звездные, которые не имеют конкурсной основы, как, например, наш Рождественский фестиваль или Транссибирский фестиваль Вадима Репина, куда приглашаются признанные мастера и гении, а публика просто наслаждается их творчеством. И есть фестивали, например, "Золотая маска", единственный общероссийский театральный фестиваль, который ставит своей целью не только выявить лауреатов, но дать панораму, показать, что сегодня происходит в театре. Такие же задачи стоят и перед нашим фестивалем. И не случайно у нас есть временной ограничитель – мы приглашаем спектакли, которые были поставлены в течение двух лет, то есть мы рассматриваем определенный временной срез. Если говорить о нашем фестивале, то значительно изменилось количество заявок, которые мы получили в этот раз, и повысилось качество заявленных спектаклей. Еще в позапрошлом году среди заявок было много откровенной самодеятельности, когда артист, которому не хватает ролей, берет в руки гитару, текст и пытается самовыразиться. В этом году мы совершено не рассматривали такую категорию, как всевозможные концерты со стихами, литературно-музыкальные композиции. Нынешние заявки – это театральные работы, и качество этих работ повысилось, было много интересной новой драматургии, той, которая пишется сейчас. Нам было из чего отбирать. Однако больше спектаклей было представлено "поисковых", которые вызывают споры. Особенность фестиваля "Один. Два. Три" еще и в том, что наряду с профессиональными театрами в нем участвуют и студенты театральных вузов. Для процесса обучения студентов в театральном вузе исключительно важно, чтобы они знали современный театральный контекст — независимо от того, на какой специальности они учатся. Сегодня, к счастью, есть аудио- и видеозаписи, и даже телевидение транслирует театральные постановки, мы имеем возможность видеть их и на большом экране, спасибо кинотеатру "Победа". Но, тем не менее, живое соприкосновение с живыми спектаклями на сцене — это очень важно. И подготовка к фестивалю и участие в нем – бесценный опыт для любого артиста. У наших студентов были сильные конкуренты — екатеринбургский и ярославский театральные институты, алтайский институт культуры. Но мы в своих студентах уверены, и мне кажется, что наши спектакли, особенно куклы — очень профессиональная, очень интересная работа. Подавляющее количество заявок было подано из Санкт-Петербурга, из них на фестиваль нами было отобрано пять спектаклей. И обратите внимание, все лауреатские места получили петербуржцы. О чем это может говорить? Либо о том, что в Петербурге наиболее активно развивается камерное искусство, в отличие от других городов, либо об особой активности петербуржцев, которые хотят заявить о себе, как о городе очень разнообразной театральной культуры. И это стало очевидным во время фестиваля. Они показали очень разные спектакли. Но стало понятно, что они идут в сторону поисков. В отличие от московского спектакля, который идет в традиционном ключе. Лауреатом 1-й степени назван спектакль Этюд-театра/Площадка 51 (г. Санкт-Петербург) "Снег любви", автор и режиссер Николай Русский. Странная, прерывающаяся история. Скорее не действие, а каскад актерских этюдов, которые безукоризненно и ярко исполняют Анна Донченко и Андрей Гончаров. Он может нравиться или не нравиться, но он существует. А насколько вообще можно говорить сегодня о востребованности камерного искусства? Конечно, камерное искусство – это особая сфера более интеллектуального вида творчества. Очень часто жанры камерного искусства являются лабораторией, в которой отрабатываются новые приемы, средства, может быть, темы, которые потом переносятся уже на большую сцену. Обратите внимание, у нас в Новосибирске достаточно развита культура камерного театра, и много спектаклей. Молодые артисты тяготеют к камерным формам. На этом фестивале мы видели Илью Музыко, на прошлом — Артема Находкина. Интерес есть, возникают проекты как, например, актерское объединение "Понедельник" в Красном факеле, где идет много камерных спектаклей, на площадке в театральном кафе. "Снег любви". Фото: Виктор Дмитриев Возвращаясь к спектаклю "Снег"… Я бы отнесла к его к постдраматическому театру, там использовано много разных выразительных средств, там, безусловно, есть история, но эта история рассказана не средствами классического театра, не разыгрыванием ролей, она движется не от событий к событию, а каким-то другим способом. Это как детская игра в кубики, когда кубики постоянно складываются по-разному и получается другая картинка. Не случайно кубики присутствовали на сцене. Наш фестиваль "Один. Два. Три" показал, что малые формы чаще всего содержат в себе элементы поиска, чего-то непривычного, шокирующего широкого зрителя. Какую-то тайну, которую трудно понять и разгадать и театральному критику. Камерное искусство требует определённых интеллектуальных усилий. И круг его любителей уже, чем круг любителей искусства вообще. Ну и наша задача, в том числе этого фестиваля, его расширять. В номинации "Профессиональные театры" Гран-при получил спектакль Театральной мастерской "АСБ" и театра "Особняк" (г. Санкт-Петербург) Алекса Бьерклунда "Машина едет к морю" (режиссер спектакля Алексей Янковский). Удивительно будничная история, в которой вроде бы ничего не происходит. К слепому старику и его внуку-аутисту приходит дворник, чтобы принести еду... Практически нет действия, но спектакль держит зрителя в напряжении все полтора часа. Ты плачешь и смеешься, ты вслед за нелепыми, смешными, трагичными героями Алисы Олейник, Дмитрия Поднозова и Анатолия Хропова проходишь будничный круг ада, мечтаешь о поездке к морю… " Машина едет к морю" — это, с моей точки зрения, достаточно традиционный театр, однако там найдены свои средства психологического воздействия. Современный театр отличается тем, что старается оказывать намеренное психологическое давление на зрителя, но он заставляет думать, сопереживать. Любое искусство влияет на зрителя, в этом и есть его цель. "Машина едет к морю". Фото: Виктор Дмитриев В номинации "Театральные учебные заведения" были вручены два диплома лауреатов 1-й степени. Один достался спектаклю "Сентенции Пантелея Карманова старейшего в стране Ярославского государственного театрального института. А вторым был отмечен спектакль Новосибирского государственного театрального института "Народный театр Петрушки". Что это за спектакль? Это редкий, уникальный спектакль. Потому что воспроизводит петрушечные балаганные формы кукольного театра, которые были утеряны. Студенты кукольного отделения нашего института Станислав Паньков, Арина Ковальская и Марина Богданова под руководством педагога Эльмиры Куриленко вспомнили и воссоздали героя, его специфический голос и показывают его зрителям. Сегодня мало кто владеет этим искусством. И часто, когда наши студенты показывают этот спектакль детям, многие родители даже возмущаются, потому что не понимают, что это традиция. Петрушка — он злой, циничный, нахальный, он просто кукла. Он все время дерется, всех побивает, там очень много сатиры. Я считаю, что наш институт совершает очень благое дело, что поддерживает национальную традицию русского балаганного театра. На этот фестиваль приезжала из Ярославля моя коллега, проректор театрального института Ирина Викторовна Азеева. Она посмотрела наш спектакль и сказала: "Как жалко, что мы не знали, что у вас есть Петрушка. Есть, у нас тоже есть, и если бы мы об этом знали — мы бы своего привезли". И теперь ярославцы хотят зазвать наш спектакль к себе. Устроить такой мини-фестиваль "Петрушек". Фестиваль закончился, и что дальше? За шесть лет мы наработали определенные связи, получили авторитет в театральном мире, про этот фестиваль знают, о нем спрашивают, к нему готовятся. И мы продолжаем работу – готовится к четвертому фестивалю "Один. Два. Три". "Народный театр Петрушки". Фото: Виктор Дмитриев