Эволюция Дорна: от «Пары нормальных» до Open the Dorn

Иван Дорн – человек интересный и многогранный. Начиная с далекого 2007 года, мы имеем удовольствие наслаждаться знакомым хрипловатым вокалом певца, ведь именно тогда к нам с Украины пришел хит Happy End от группы «Пара Нормальных». Ну а дальше – как по нотам. Чарты и клубы взрывает песня с загадочным названием «Стыцамэн», и вот Иван уже становится любимцем избалованной московской публики, и не только благодаря клубному звучанию песен, но и эпатажной манере поведения. Все эти выступления в юбке в Лужниках, на каблуках – в Юрмале на «Новой волне», исполнение тверка (при написании даже стало как-то не по себе) не могут не эпатировать, а иногда и просто обескураживать! А потом, внезапно, Америка, кудрявая борода и крышесносное звучание нового альбома, презентованного клипом Collaba. Если кто не видел – там Иван сначала исполняет фирменные замысловатые па, а потом и вовсе предстает в образе трансвестита в леопардовой юбке, кожаном топе и фиолетовом парике, но все с той же бородой. Не успели мы выдохнуть и послушать, собственно, весь альбом спокойно – и тут снова неожиданность: в сентябре 2017 года Иван Дорн получает престижную джазовую награду «Все цвета джаза» в номинации «Релиз года» по версии Радио JAZZ 89.1 FM. Многие были не просто удивлены, а шокированы и возмущены тем, что поп-певец награжден наравне с такими корифеями джазового мира, как Нино Катамадзе, Лариса Долина, Игорь Бутман и прочие российские джазмены, однако, стоило вспомнить одну из пластинок артиста, и всё сразу встаёт на свои места. Конечно, несмотря на заголовок, в этом материале мы поговорим не об эволюции известного певца, скажем, в мутанта или в супер-шпиона из созвучной тетралогии (хотя иногда кажется, что доля правды в этом есть). Просто нам стало интересно проследить, как КМС по гребле и одновременно балетный танцор, одетый футболку с вырезом до середины живота и куртку в значках, который так усердно призывал нас к фривольному тезису «не надо стесняться», стал открытием и прорывом в закрытом и элитарном музыкальном жанре джаза. Готовы поделиться с вами нашими изысканиями! Итак, 25 мая 2012 года свет увидел дебютный студийный альбом COR’N’DORN. Записанная в причудливом фьюжене поп-музыки, соула и фанка, пластинка также включала в себя элементы неосоула, хип-хопа, электропопа, постдабстепа. Фух, пожалуй, пора остановиться на этом, поверьте, критики найдут отсылки к еще нескольким поджанрам современной музыки и звучанию работ многих западных музыкантов. Как бы там ни было, CON’N’DORN моментально признается одним из самых оригинальных и самодостаточных релизов 2012 года, а Ивана Дорна называют «хэдлайнером новой волны русскоязычной поп-музыки», еще бы – альбом получился настолько «западным», что не все сразу поняли, что певец-то наш. Ну, почти наш. Названия треков тоже интриговали: «Стыцамэн», «Оуе пахатам», «Бигуди», «Идолом», да и просто «???» – названия были понятны, вероятно, одному Ивану. В итоге, вся эта замысловатая компиляция интриги, качественной музыки, подхриповатого речитатива и коверканных англицизмов «лова-лова» и «бэйба» приводят к тому, что певец на премии «Муз-ТВ» попал в номинацию «Прорыв года», а журнал Billboard Russia поместил фото Ивана Дорна на обложку, назвав «главным героем молодых музыкантов». В ноябре 2014 года, после 669 дней работы, выходит второй альбом Ивана с названием Randorn. Как мы можем наблюдать, здесь сохраняется тенденция вставлять свою фамилию в название релиза, что, в принципе, сохранится и в дальнейших пластинках. Ну, оставим в покое эту маленькую причуду артиста, с кем не бывает! Еще до выхода Randorn называли «самым ожидаемым альбомом года», так что релиз был обречен на успех. Конечно, сразу после выхода, музыкальные критики взорвались от восторга: пластинка вышла легкой, в ней вновь красиво обыграны главные поп-жанры современности – от r’n’b до дип-хауса. «Вот так, лёгкой джазовой походкой я иду» – спел Иван на своей второй пластинке, как бы намекая, откуда все это взялось и к чему, собственно, ведет. Простые и всегда злободневные темы песен добавляют симпатий публики: в свойственной дурашливой манере Дорн поёт о спорте («Номер 23», «Спортивная»), влюбленности («Весна», «Гребля»), шоу-бизнесе, в конце концов («Актриса» и «Ты всегда в плюсе»). В итоге пластинка признается мощным насыщенным релизом – легенда is making, а выражение «нестыдная попса» навсегда превращена Дорном из небылицы в научный факт. Третий студийный альбом Ивана Дорна OPEN THE DORN задолго до своей премьеры в апреле 2017 года возглавил топ предзаказов российского iTunes. Еще бы! На время написания пластинки певец со своей «Дорнобандой» (да-да, это официальное название!) переехал в Лос-Анджелес, а прошедшее с начала записи время музыканты фиксировали по росту волос: перед началом сессий все побрились налысо. Первая «ласточка» релиза, трек Collaba шокировал публику не только видеорядом (см.выше), но и экспериментами Дорна с ритмом и звуком: в песне смешалась модная электроника, ломаная «бочка» и обрезанные по частотам барабаны, все вместе называемое загадочным словом «тустеп». Плюс, все готовые треки альбома прогонялись через студийное оборудование для более объёмного звучания, что не может не говорить о профессиональных метаморфозах артиста. Если уже в RA’N’DORN было обозначено стремление Ивана не зацикливаться в одних и тех же рамках жанра, то в OPEN THE DORN это стремление вырастает в полный рост: модная электроника, фанк, соул, синтезаторные завывания, какая-то африканская перкуссия – в общем, на любой вкус и предпочтения меломанов. Ну и, конечно, ломаный английский с сильным славянским акцентом и эвфемизмами из разряда night butterfly. Меж тем, Дорн неоднократно заявлял, что считает этот альбом полноценной заявкой на получение престижной премии «Грэмми»! Между всей этой вакханалией жанров и звуков, в феврале того же 2017 продуктивный Иван выпускает первый концертный альбом с конкретным на этот раз названием JAZZY FUNKY DORN и смелым слоганом: «Самому выпендрёжному проекту – самый выпендрёжный концертный альбом». По сути, это записанный на пластинку концерт в престижном «Крокусе», в программу которого вошли все старые хиты певца – от «Стыцамэна» до «Бигуди» – обработанные на новый лад. После достаточно экспериментального по звучанию альбома RA’N’DORN, певец даже и не думает делать никаких шагов в сторону массовых зрителей и отправляется в тур уже не просто с «Дорнобандой», но и с целым оркестром скрипачей и трубачей, при этом альбом воспринимается как одна большая импровизация, джазово-фанковый джем-сейшн. Поп-музыка, джаз, фанк, хип-хоп, – в релизе всё смешалось в один крутой микс. Казалось бы, Дорн вконец попрал все законы успешного релиза: тексты абстрактны и непонятны – подпеть тут вряд ли получится, отличить конец одной песни от начала другой непросто и вместо упрощения продукта идёт уже сплошная импровизация, однако именно эти маячки и взорвали публику, изрядно уставшую от словечка «качает» применительно к музыке. Здесь Иван Дорн со своей «Дорнобандой» прокачали так, что мало не показалось никому! Разумеется, отвечая на возмущения ценителей «классической школы джаза», никто не утверждает, что музыка Ивана Дорна – это чистый джаз. Но современная музыка объединяет в себе кучу жанров, а хейтерам пора бы вспомнить, что среди музыкальных критиков считается моветоном ставить жанровые ярлыки типа «рок», «хип-хоп», «поп». Ведь, пожалуй, только эстрадная музыка может похвастаться кристальной чистотой на протяжении десятилетий, достаточно проиграть в голове и попытаться посчитать пять отличий песен Филиппа Киркорова 20-летней давности и сегодняшнего времени. Поэтому мы уже можем с уверенностью заявлять, что Иван сделал многое для популяризации джаза. А послушать песни с JAZZY FUNKY DORN и удостовериться в этом всегда можно на радиостанции Радио JAZZ 89.1 FM. В конце концов, какую еще пластинку из 2017-го вы помните со словом «джаз» на обложке? Вот именно. Ну а стать еще более джазовым никогда не поздно: такой путь прошел и Пол Маккартни, и Джордж Майкл, и Род Стюарт, и много кто еще. Делали они это ближе к пятидесяти, так что у Ивана, которому в октябре только исполнится тридцать, полно времени. Мы подождём.

Эволюция Дорна: от «Пары нормальных» до Open the Dorn
© SNCmedia.ru