Главные выставки марта
Владимир Янкилевский. Непостижимость бытия
Московский музей современного искусства, Гоголевский 10
до 29 апреля
Знаменитый нонконформист Владимир Янкилевский (1938–2018) месяц с небольшим не дожил до 80-летия и не дождался своей большой ретроспективы в ММОМА, где показывают около двухсот его работ из российских и зарубежных музеев и частных собраний (Центр Помпиду, Третьяковская галерея, Русский музей и др.), а также из собрания семьи художника. Еще в 1960-е Янкилевский назвал одну из своих абстрактных серий «Пространство переживаний» — его яркие, экспрессивные композиции действительно читаются как драматические пьесы, наполненные экзистенциальными размышлениями.
Василий Верещагин
Новая Третьяковка
с 7 марта до 15 июля
В истории русского искусства Василий Верещагин (1842–1904) имеет репутацию крупнейшего баталиста, реформатора батальной живописи. Его серии картин, посвященные военным событиям в Туркестанском крае и русско-турецкой войне 1877–1878 годов, сродни грандиозным журналистским репортажам. Свои выставки Верещагин организовывал по всему миру. В величественную «акцию» художник превратил и собственную жизнь. Он был космополитом — подолгу жил в Париже, Лондоне, Мюнхене, был в США, на Дальнем Востоке, в Японии, Индии, Палестине, на Кубе и на Филиппинах. В Новой Третьяковке показывают все главные серии художника, связанные с его путешествиями.
Если бы наша консервная банка заговорила… Михаил Лифшиц и советские шестидесятые
Музей современного искусства «Гараж»
с 7 марта до 13 мая
Проект посвящен советскому философу и искусствоведу Михаилу Лифшицу и его труду 1968 года «Кризис безобразия», в котором автор с гневом правоверного марксиста обрушивается на западный модернизм и поп-арт. При всей своей критичности Лифшиц давал детальный обзор современных на тот момент течений. Выставка стала результатом трехлетнего исследования, затеянного художником Дмитрием Гутовым и критиком Давидом Риффом. В экспозицию вошли архивные материалы о жизни философа, фрагменты старых кинофильмов и сами художественные произведения (включая Уорхола и Лихтенштейна), составившие суть «кризиса безобразия» по Лифшицу.
Эффект липких пальцев
Галерея pop/off/art
с 6 марта до 15 апреля
Стиль петербургского живописца Ивана Плюща легко узнаваем: четко прописанный фон с большим количеством локального цвета, а на переднем плане — фигура, выполненная как будто потекшей краской. В новой серии Плюща фон, против ожидания, смазан, а поверх него проступают фрагменты как будто воспоминаний из детства, ярких и осязаемых. «Эффект липких пальцев» — термин из области нанотехнологий, описывающий ситуацию, в которой наноробот не может манипулировать отдельными атомами и строить из них молекулы. Метафора исторической памяти, состоящей из молекул-реминисценций, которые не могут объединиться в целостное вещество истории.
Итальянский рационализм. От Палаццо Гуалино к Палаццо Новеченто
Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева
с 7 марта до 1 апреля
На фундаменте старой виллы в Турине в 1930 году было завершено строительство здания, отвечавшего современному термину «офис», для управления делами предпринимателя Риккардо Гуалино. Палаццо Гуалино представляло собой удивительный пример архитектуры итальянского рационализма: симметричный фасад, горизонтальные окна, призванные создавать ощущение эффективности, а не власти, функциональная внутренняя планировка с использованием новых промышленных материалов. В экспозиции выставки будет представлено более 40 черно-белых фотографий, показывающих первоначальное состояние здания, период разрушения и современный проект его реконструкции.