Войти в почту

Главные выставки марта

Владимир Янкилевский. Непостижимость бытия

Главные выставки марта
© Иван Плющ. Эффект 1. 2017–2018. Холст, акрил.

Московский музей современного искусства, Гоголевский 10

до 29 апреля

Знаменитый нонконформист Владимир Янкилевский (1938–2018) месяц с небольшим не дожил до 80-летия и не дождался своей большой ретроспективы в ММОМА, где показывают около двухсот его работ из российских и зарубежных музеев и частных собраний (Центр Помпиду, Третьяковская галерея, Русский музей и др.), а также из собрания семьи художника. Еще в 1960-е Янкилевский назвал одну из своих абстрактных серий «Пространство переживаний» — его яркие, экспрессивные композиции действительно читаются как драматические пьесы, наполненные экзистенциальными размышлениями.

Василий Верещагин

Новая Третьяковка

с 7 марта до 15 июля

© Василий Верещагин. Апофеоз войны. 1871. Холст, масло.

В истории русского искусства Василий Верещагин (1842–1904) имеет репутацию крупнейшего баталиста, реформатора батальной живописи. Его серии картин, посвященные военным событиям в Туркестанском крае и русско-турецкой войне 1877–1878 годов, сродни грандиозным журналистским репортажам. Свои выставки Верещагин организовывал по всему миру. В величественную «акцию» художник превратил и собственную жизнь. Он был космополитом — подолгу жил в Париже, Лондоне, Мюнхене, был в США, на Дальнем Востоке, в Японии, Индии, Палестине, на Кубе и на Филиппинах. В Новой Третьяковке показывают все главные серии художника, связанные с его путешествиями.

Если бы наша консервная банка заговорила… Михаил Лифшиц и советские шестидесятые

Музей современного искусства «Гараж»

с 7 марта до 13 мая

Проект посвящен советскому философу и искусствоведу Михаилу Лифшицу и его труду 1968 года «Кризис безобразия», в котором автор с гневом правоверного марксиста обрушивается на западный модернизм и поп-арт. При всей своей критичности Лифшиц давал детальный обзор современных на тот момент течений. Выставка стала результатом трехлетнего исследования, затеянного художником Дмитрием Гутовым и критиком Давидом Риффом. В экспозицию вошли архивные материалы о жизни философа, фрагменты старых кинофильмов и сами художественные произведения (включая Уорхола и Лихтенштейна), составившие суть «кризиса безобразия» по Лифшицу.

Эффект липких пальцев

Галерея pop/off/art

с 6 марта до 15 апреля

Стиль петербургского живописца Ивана Плюща легко узнаваем: четко прописанный фон с большим количеством локального цвета, а на переднем плане — фигура, выполненная как будто потекшей краской. В новой серии Плюща фон, против ожидания, смазан, а поверх него проступают фрагменты как будто воспоминаний из детства, ярких и осязаемых. «Эффект липких пальцев» — термин из области нанотехнологий, описывающий ситуацию, в которой наноробот не может манипулировать отдельными атомами и строить из них молекулы. Метафора исторической памяти, состоящей из молекул-реминисценций, которые не могут объединиться в целостное вещество истории.

Итальянский рационализм. От Палаццо Гуалино к Палаццо Новеченто

Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева

с 7 марта до 1 апреля

© Беппе Джардино, 2012. Courtesy Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева

На фундаменте старой виллы в Турине в 1930 году было завершено строительство здания, отвечавшего современному термину «офис», для управления делами предпринимателя Риккардо Гуалино. Палаццо Гуалино представляло собой удивительный пример архитектуры итальянского рационализма: симметричный фасад, горизонтальные окна, призванные создавать ощущение эффективности, а не власти, функциональная внутренняя планировка с использованием новых промышленных материалов. В экспозиции выставки будет представлено более 40 черно-белых фотографий, показывающих первоначальное состояние здания, период разрушения и современный проект его реконструкции.