«Степная история». Воронежцам впервые покажут картины бурятского художника с мировым именем
Выставка Зорикто Доржиева открылась в музее Крамского. В музее имени Крамского звучит «Степная история». Там выставлены более 50 художественных полотен бурятского художника Зорикто Доржиева, который известен далеко за пределами России. В Воронеже его работы представлены впервые. Он ещё молод, но уже – художник с мировым именем. Картины Зорикто Доржиева хранятся в Третьяковке, Русском музее, Музее народов Востока, во множестве зарубежных музеев и галерей он – постоянный участник крупнейших арт-шоу, которые проводятся по всему миру. При этом Доржиев – мастер постоянно работающий, ищущий, впитывающий и находящий что-то для себя новое. – Он постоянно эволюционирует. С ним интересно, потому что он много экспериментирует, смотрит. Зорик начал ездить, многое почерпнул. Сразу проявляется что-то в техниках, в каких-то видениях, – отметил директор галереи Константин Ханхалаев. Проект «Степная история» готовился несколько лет. Осмысление темы Великой степи – лейтмотив всего творчества. На полотнах – герои мифов, эпоса и даже классической живописи. Джоконда, к примеру – не просто Мона Лиза, а Джоконда – Хатун, которая предстает с восточным разрезом глаз и опять же, на бескрайнем степном фоне. Образ главного героя – кочевника – автор определяет так: «Кочевник для меня – созерцатель. Это художник, поэт, философ. Как правило, он одинок». – У меня, как у обывателя, степь ассоциируется со спокойствием, с гармонией. У Зорикто даже есть высказывание: «В степи можно подумать, мысли приходят в порядок, есть одна линия – горизонт, – пояснил куратор проекта «Степная история» Руфат Ахмедов. 12 лет назад Зорикто познакомился с галеристом Константином Ханхалаевым, который художника поддержал, стал с ним сотрудничать и поддерживать. «Степная история» сложилась у Доржиева легко и естественно. Она началась с нескольких работ, написанных на основе мифов, легенд. По словам автора, он не задумывался над тем, что писать завтра, не было мучительных поисков перед очередным холстом. – Степной, бурятский, несколько этнический колорит это всего лишь художественный приём. Этим языком мне легче, понятнее, проще общаться со зрителем, так как я этот материал знаю, в нём живу, это некий приём, – рассказал художник Зорикто Доржиев. В картинах Доржиева есть некая недосказанность, загадка. Он не пишет портреты своих героев открытыми, в анфас. Всегда – либо профиль, либо полуоборот, лицо, полузакрытое шарфом или отражение в зеркале. Кажущееся на первый взгляд нежелание контактировать со зрителями, есть некая интрига и призыв к более тонкому общению. – Не все моменты общения могут быть выражены словами. Зритель, подходя к той или иной вещи, в той или иной степени будет погружаться в себя, и общение может проходить в каких-то более тонких материях. Если это общение происходит, если контакт у зрителя с картиной складывается, для автора, для художника это большое счастье, – отметил художник Зорикто Доржиев. «Степная история» – не единственный проект Зорикто Доржиева. Он – художник разносторонне талантливый. Работает в самой разнообразной технике – станковой живописи, графике, скульптуре, иллюстрирует книги и работает в кино. У воронежцев есть целый месяц, чтобы познакомиться с творчеством самобытного автора. Ольга Зубкова, Павел Редькин, Андрей Солодов