Александр Домогаров: «Петь Высоцкого нужно так, как откликается душа»
Уникальный литературно-музыкальный спектакль «Дороги Высоцкого», который колесит по всей России, наконец, добрался и до Нижнего Новгорода. 28 февраля в Театре юного зрителя народный артист России Александр Домогаров в сопровождении оркестра под управлением Тимура Ведерникова исполнил известные композиции «Песня о друге», «Лирическая», «Прощание с горами», «Холода» Владимира Высоцкого, которые сегодня звучат не менее актуально, чем в 1970-х годах. А сын великого автора-исполнителя Никита Высоцкий поделился со зрителями воспоминаниями о незабываемых минутах, проведенных с отцом, показав ранимого и тонко чувствующего человека, таким, каким Владимира Высоцкого знали лишь самые близкие друзья. Оригинальные аранжировки песен вперемешку со стихами и воспоминаниями проникали в самое сердце, терзая душу зрителей. Создателям спектакля удалось найти подход, болевую точку каждого пришедшего на концерт так, словно, ими руководил сам Владимир Высоцкий. Корреспондент ИА «В городе N» встретилась с Александром Домогаровым и Никитой Высоцким и выяснила, какие дороги привели их к созданию этого уникального спектакля. Александр Юрьевич, сейчас звучит много слов о Высоцком в связи с его 80-летним юбилеем. А кем является этот человек для Вас? Александр Домогаров (А.Д.): К имени Высоцкого можно много эпитетов подобрать — певец, поэт, актер, глыба, гражданин, планета. Для меня он, в первую очередь, человек со всеми своими недостатками, своими достоинствами, человек, который никогда не ходил строем и занимал четкую позицию в жизни. Многие его за это не любили, но уважали все. Высоцкий — это человек, который всегда выбирал свою дорогу, свою колею. Отсюда и название спектакля — «Дороги Высоцкого». Многие считают, что хорошо спеть Высоцкого может только сам Высоцкий. Согласны ли Вы с этим? И сложно ли Вам было работать над спектаклем? А.Д.: Когда люди пытаются копировать манеру исполнения Высоцкого, выходит очень плохо. Это кротчайший путь к краху. Его песни нужно петь так, как откликается на них душа. Что я и сам пытаюсь делать. Если петь искренне, то поэзия его начнет звучать. Каждое наше выступление в «Дорогах Высоцкого» — это наше с Никитой Владимировичем откровение, импровизация. У нас даже сценария выверенного нет. Спектакль дается тяжело, выматывает и эмоционально, и физически. Но по-другому нельзя, Высоцкий сам так работал, на износ. А поете ли вы песни Высоцкого не со сцены, а для души в хорошей компании? А. Д.: Я в компании вообще не пою. У нас такого нет. Только в студенчестве, но другие песни пели, не Высоцкого. В спектакле тексты Высоцкого исполняются не под семиструнную гитару, как это было у поэта, а в сопровождении целого оркестра. Как Вам кажется, меняет ли это восприятие поэзии? Никита Высоцкий (Н. В.): Меняет. И это хорошо. Отец тоже искал различные звучания для своих песен. Не правда, когда говорят, что он — это только голос с хрипотцой и расстроенная гитара. Тимур Ведерников (дирижер оркестра — Прим. авт.) и Александр Домогаров хорошо сработались и нашли оригинальное видение песен. Искать свой подход просто необходимо, иначе будет неинтересно ни зрителям, ни артистам. Александр Домогаров (А. Д.): Сам Высоцкий говорил, что не поет, а читает стихи под музыку. Но мы показываем, что в его песнях есть мелодика, и она прекрасна. На «Дороги Высоцкого» в Нижнем Новгороде распроданы практически все билеты. Никита Владимирович, в чем секрет Высоцкого? Почему он до сих пор так популярен? Никита Высоцкий (Н. В.): У меня нет такого радостного впечатления, что Высоцкий популярен по-прежнему. Это я говорю, в том числе, и как директор музея Владимира Семеновича. Все больше и больше людей, которым не только Высоцкий не интересен, но и очень многое из нашей жизни и тем более жизни наших родителей. Но это вечная проблема, и связана она со сменой поколений. Поэтому нужно работать, чтобы не забыли совсем. А феномен Высоцкого в его даре, в его обаянии, в его и простоте, и глубине одновременно. Фото: Полина Троянова